Задание 1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном
человеческом образе.
2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на
колени.
4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные
нелепые фигуры.
Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался
солнечный свет.
2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой
черед.
3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили
спортивный трамплин.
4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.
Задание 2. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в
них главные члены. Расставьте знаки препинания.
1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.
2. Едва мы встали утром я вышел к морю.
3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.
4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.
5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.
6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.
Задание 3. Союз или союзное слово?
1. Сообщение, что () пришло последним, было самым важным.
2. Сообщение о том, что () произошло на острове, потрясло всех.
3. Что () написано пером, то не вырубишь топором.
4. То сердце не научится любить, которое () устало ненавидеть.
5. Мысль, что () мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что () пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.
7. Мысль, что () ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что () скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.
Задание 4. Перепишите. Обозначьте графически границы предложений, входящих в
состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены
предложения.
Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.]
1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.
2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.
4. Если жизнь тебя обманет не печалься.
5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.
Задание 5. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным
вопросом.
1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать
что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний
и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.
Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к
причастию или деепричастию.
1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело
подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта
зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные
сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и
вошел в комнату.
В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.
1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с
родителями.
2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем
влетает на черный двор.
3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.
4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.
5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.
6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.
Задание 6. Определите тип придаточного.
1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне.
2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу.
3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства
жизни.
4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо.
5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.
6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен.
7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним
человеком.
8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось
печататься.
9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов.
10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым
профессором.
В статье один из аспектов творчества Р. И. Рождественского: его обличительные стихи в сопоставлении с сатирическими произведениями В. В. Маяковского. Исследуются и типизируются сатирические приёмы художественного изображения, которые были характерны для обоих художников: сарказм, гротеск, гипербола, фантастика, аллюзия, метафора, аллегория, перифраз, ирония и др. На основе анализа в разоблачительных стихах и поэмах Р. Рождественского традиции поэта «серебряного века» и новаторство Рождественского-обличителя. В ходе исследования доказывается, что сатира В. В. Маяковского и Р. И. Рождественского органически входит в их концепцию эстетического идеала, в их личное отношение к миру и людям, утверждавшую новые духовные ценности современного для поэтов общества. В пародийно-сатирическом творчестве Р. И. Рождественского к элементам сатиры и лирики присоединилась еще высокая патетика, «питавшаяся» верой в лучшее.
Алик
Мечтатель,талантливый
Сочиняет,прыгает,имеет талант
Обладатель недюжинного воображения
Мечтатель
Алик радуга
Мальчик по имени Алик Радуга — обладатель недюжинного воображения и мечтатель, сочиняет стихи и песни. В школе он уделяет много времени литературе, имеет талант в поэтическом искусстве, но по физкультуре у него плохие результаты. Случается так, что он силой своего воображения освободил из плена Сирену и та, в благодарность, исполнила одно его желание. Алик теперь может лучше всех прыгать в высоту. Только чудо имеет одно условие Алик не может соврать ни единого слова. Также, гуляя по лесу, Алик нашёл и освободил из плена другого сказочного персонажа — Ивана Ивановича, известного как Иван-дурак. Он тоже может подарить исполнение одного желания своему но тогда друг Алика исчезнет, а Радуге этого не хотелось бы. Вместо этого он Ивану Ивановичу и упорно для этого трудится. На уроке физкультуры Алик продемонстрировал свой новый дар, и его отправляют на школьные соревнования. Он прыгает на 1 метр 95 сантиметров в высоту, занимая первое место.Только Радуга недолго наслаждался даром. Взяв на себя вину подруги Даши, он соврал, и Сирена лишила его чудесных Теперь Алику предстоит выступать на городских соревнованиях, полагаясь на собственные силы. Однако упорными тренировками он добился подлинных побед.