Задание № 1
Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной
части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения,
с которого начинается знакомство с текстом. Между заглавием и текстом существуют особые
отношения: открывая произведение, заглавие требует обязательного возвращения к нему после
прочтения всего текста, основной смысл названия всегда выводится из сопоставления с уже
прочитанным полностью произведением.
Заглавие вводит читателя в мир произведения. Заглавие может называть главного героя
произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов») или выделять
сквозной образ текста.
Заглавие текста может указывать на время и место действия и тем самым участвовать в
создании художественного времени и произведения, см., например, такие
заглавия, как «Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова.
Наконец, заглавие произведения может содержать прямое определение его жанра или
косвенно указывать на него, вызывая у читателя ассоциации с конкретным литературным родом
или жанром: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «История одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Заглавие непосредственно обращено к адресату текста. Не случайно некоторые заглавия
произведений представляют собой во или побудительные предложения: «Кто
виноват?» А.И. Герцена, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «За что?» Л.Н. Толстого, «Живи и
помни» В. Распутина.
Выбор удачного заглавия — результат напряженной творческой работы автора, в процессе
которой названия текста могут меняться. Так, Ф.М. Достоевский в ходе работы над романом
«Преступление и наказание» отказался от первоначального названия «Пьяненькие», выбрав
заглавие, более ярко отражающее философскую проблематику произведения. Заглавию романа-
эпопеи «Война и мир» предшествовали отвергнутые затем Л.Н. Толстым названия «Три поры»,
«С 1805 по 1814 год», «Война», «Все хорошо, что хорошо кончается».
Алгоритм действия.
1 Прочитайте текст.
2 Подчеркните ключевые слова.
3 Определите тему текста (О чем текст?)
4 Сформулируйте основную мысль. (замысел автора)
5 Озаглавьте текст.
6 Запишите к тексту во Задание №2.
Перед вами рабочие названия рассказа Толстого «После бала». В процессе работы над рассказом
«После бала» Л.Н. Толстой отказался от нескольких первоначальных вариантов заглавия:
«Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А что вы говорите...» С чем связан выбор
заглавия «После бала»?
Задание № 3 Можно ли приведенные ниже предложения считать текстом? Почему?
Какой признак текста нарушен?
Ветер, ветер, ветер,
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
Мокрый листопад,
Взрослые и дети
большая часть моего общения с горьким протекла в обстановке почти деревенской, когда природный характер человека не заслонен обстоятельствами городской жизни. день его начинался рано. после прогулки он снова кидался к письменному столу — часов до семи вечера. стол всегда был большой, просторный, и на нем в идеальном порядке были разложены письменные принадлежности. алексей максимович был любитель хорошей бумаги, разноцветных карандашей, новых перьев и ручек — стило никогда не употреблял. часы от прогулки до ужина уходили по большей части на корреспонденцию и на чтение рукописей, которые присылались ему в несметном количестве. на все письма, кроме самых нелепых, он отвечал немедленно. все присылаемые рукописи и книги, порой многотомные, он прочитывал с поразительным вниманием и свои мнения излагал в подробнейших письмах к авторам. часов в семь бывал ужин, а затем — чай и общий разговор. около полуночи он уходил к себе и либо писал, облачаясь в свой красный халат, либо читал в постели, которая всегда у него была проста и опрятна как-то по-больничному. спал он мало и за работою проводил в сутки часов десять, а то и больше. ленивых он не любил и имел на то право. на своем веку он прочел колоссальное количество книг и запомнил все, что в них было написано. память у него была изумительная. от нижегородского цехового алексея пешкова, учившегося на медные деньги, до максима горького, писателя с мировой известностью, — огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант горького. в отличие от многих он не гонялся за славой и не томился заботой о ее поддержании; он не пугался критики, так же, как не испытывал радости от похвалы любого глупца или невежды; он не искал поводов удостовериться в своей известности, может быть, потому, что она была настоящая, а не дутая; он не страдал чванством и не разыгрывал, как многие знаменитости, ребенка. я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем горький.
большая часть моего общения с горьким протекла в обстановке почти деревенской, когда природный характер человека не заслонен обстоятельствами городской жизни. день его начинался рано. после прогулки он снова кидался к письменному столу — часов до семи вечера. стол всегда был большой, просторный, и на нем в идеальном порядке были разложены письменные принадлежности. алексей максимович был любитель хорошей бумаги, разноцветных карандашей, новых перьев и ручек — стило никогда не употреблял. часы от прогулки до ужина уходили по большей части на корреспонденцию и на чтение рукописей, которые присылались ему в несметном количестве. на все письма, кроме самых нелепых, он отвечал немедленно. все присылаемые рукописи и книги, порой многотомные, он прочитывал с поразительным вниманием и свои мнения излагал в подробнейших письмах к авторам. часов в семь бывал ужин, а затем — чай и общий разговор. около полуночи он уходил к себе и либо писал, облачаясь в свой красный халат, либо читал в постели, которая всегда у него была проста и опрятна как-то по-больничному. спал он мало и за работою проводил в сутки часов десять, а то и больше. ленивых он не любил и имел на то право. на своем веку он прочел колоссальное количество книг и запомнил все, что в них было написано. память у него была изумительная. от нижегородского цехового алексея пешкова, учившегося на медные деньги, до максима горького, писателя с мировой известностью, — огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант горького. в отличие от многих он не гонялся за славой и не томился заботой о ее поддержании; он не пугался критики, так же, как не испытывал радости от похвалы любого глупца или невежды; он не искал поводов удостовериться в своей известности, может быть, потому, что она была настоящая, а не дутая; он не страдал чванством и не разыгрывал, как многие знаменитости, ребенка. я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем горький.