Задание № 1
Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной
части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения,
с которого начинается знакомство с текстом. Между заглавием и текстом существуют особые
отношения: открывая произведение, заглавие требует обязательного возвращения к нему после
прочтения всего текста, основной смысл названия всегда выводится из сопоставления с уже
прочитанным полностью произведением.
Заглавие вводит читателя в мир произведения. Заглавие может называть главного героя
произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов») или выделять
сквозной образ текста.
Заглавие текста может указывать на время и место действия и тем самым участвовать в
создании художественного времени и произведения, см., например, такие
заглавия, как «Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова.
Наконец, заглавие произведения может содержать прямое определение его жанра или
косвенно указывать на него, вызывая у читателя ассоциации с конкретным литературным родом
или жанром: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «История одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Заглавие непосредственно обращено к адресату текста. Не случайно некоторые заглавия
произведений представляют собой во или побудительные предложения: «Кто
виноват?» А.И. Герцена, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «За что?» Л.Н. Толстого, «Живи и
помни» В. Распутина.
Выбор удачного заглавия — результат напряженной творческой работы автора, в процессе
которой названия текста могут меняться. Так, Ф.М. Достоевский в ходе работы над романом
«Преступление и наказание» отказался от первоначального названия «Пьяненькие», выбрав
заглавие, более ярко отражающее философскую проблематику произведения. Заглавию романа-
эпопеи «Война и мир» предшествовали отвергнутые затем Л.Н. Толстым названия «Три поры»,
«С 1805 по 1814 год», «Война», «Все хорошо, что хорошо кончается».
Алгоритм действия.
1 Прочитайте текст.
2 Подчеркните ключевые слова.
3 Определите тему текста (О чем текст?)
4 Сформулируйте основную мысль. (замысел автора)
5 Озаглавьте текст.
6 Запишите к тексту во Задание №2.
Перед вами рабочие названия рассказа Толстого «После бала». В процессе работы над рассказом
«После бала» Л.Н. Толстой отказался от нескольких первоначальных вариантов заглавия:
«Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А что вы говорите...» С чем связан выбор
заглавия «После бала»?
Задание № 3 Можно ли приведенные ниже предложения считать текстом? Почему?
Какой признак текста нарушен?
Ветер, ветер, ветер,
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
Мокрый листопад,
Взрослые и дети
Часть речи
Часть речи слова расположился — глагол.
Морфологические признаки
Начальная форма: расположиться (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число время, мужской род.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Часть речи
Часть речи слова песчаный — имя прилагательное.
Морфологические признаки
Начальная форма: песчаный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Часть речи
Часть речи слова внимание — имя существительное.
Морфологические признаки
Начальная форма: внимание (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примечание. Слово внимание имеет различные морфологические признаки в зависимости от контекста словосочетания или предложения, в которое слово входит. Помимо подробного анализа выше возможен ещё 1 вариант морфологических признаков слова внимание:
винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род.
День рождение
Я надолго запомню своё день рождение.Как обычно (дописать число) числа проходило моё день рождение . День был не примечателен - как обычно проходили уроки . На улице была суета - все куда-то спешили .
Я пришёл в школу с приподнятым настроением , но все забыли о моём дне рождении - мне стало на душе грустно. Я думал : "Как же так , как они могли забыть о моих именинах ?"
Я обратился к классу :"Помните ли вы какой сегодня день?!"Но все , недоумевая качали головами , показывая , что они не знают о сегоднящнем знаменательном дне. Моё настроение совсем погасло .
После школы я решил не ехать на маршрутке , а идти пешком потому что моё настроение было ужасным . Прийдя домой меня ждал очень - очень приятный сюрприз : у моего дома стояли почти все мои одноклассники . Они извенились за то , что забыли о моём день рождении. Родители накрыли на стол , и мы всем классом начали празновать мой день рождения.