Задание 1. Определите средства связи между отдельными предложениями в сложных синтаксических целых: союзы, обстоятельства, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, повторение слов, местоименная и синонимическая замена и др.
1. Долго не смели объявить об этом выздоравливающей Маше. Она никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя, нашедши его имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия. (П.)
2. Другая печаль её посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя её наследницей всего имения. Но наследство не утешало её; она искренно разделяла горестное состояние бедной Прасковьи Петровны и клялась никогда с ней не расставаться. Обе они оставили Ненарадово, место печальных воспоминаний, и поехали жить в другое поместье. (П.)
Задание 2. Определите виды отношений между предложениями в сложном синтаксическом целом (отношения перечисления, противопоставления, причинные и т. д.). Каковы средства выражения между данными отдельными предложениями?
1. Папа Вики Люберецкой был руководителем всей торговой сети города. А сама Вика восемь лет с Зиночкой за одной партой. Правда, Искра сторонилась Вики. И потому, что Вика тоже была круглой отличницей, и потому, что Вика держалась всегда чуть особняком, чуть покровительственно со всеми девчонками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только Вику подвозила служебная машина: правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, а дальше Вика шла пешком, но все равно об этом знали все. Только Вика могла продемонстрировать девочкам шелковое белье из Парижа - предмет мучительной зависти Зиночки и горделивого презрения Искры. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И все это вместе определяло Вику как существо из другого мира, к которому Искра с детства питала ироническое сожаление. (Б. Васильев)
Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?» . Думают, и именно с слов и предложений. Только они не могут их произнести.
И лиса, наверное, может себе представить, как она схватит петуха и побежит с ним в лес. На эта воображаемая картина еще не мысль! Сообразить: шестью шесть - тридцать шесть, или: после вторника следует среда - лиса (настоящая, а не сказочная) сообразить не может.
Отвлеченная мысль, когда думают не об одном случае, не об одной лисе, а обо всех предметах, действиях, качествах, возможна только у человека. Владеть такой отвлеченной мыслью, управлять ею, ПОНИМАТЬ мир, жизнь, самого себя можно только с языка.
2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.
Курица как закудахчет - цыплята бегом к ней. Это она коршуна увидела и сказала цыплятам: «Быстрее ко мне» .
Сказала? Нет, у нее это врожденное поведение. Она не сказала, она не пользовалась языком.
Пользоваться языком - значит думать, то есть выбирать мысли, находить для них нужные слова, свои мысли передавать другому, сознательно что-то сообщать.
С языка можно передавать свои наблюдения, свои переживания, можно фантазировать, рассуждать, предполагать, т. е. обмениваться друг с другом мыслями.
3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.
Люди работают друг другу. Иначе говоря: действуют сообща. Представьте себе завод, где рабочие, мастера вдруг потеряли разговаривать друг с другом. Завод работать не будет. Жить в человеческом обществе без языка нельзя.
4. Язык позволяет людям радоваться его красоте.
Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет
неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит ЛЮДЕЙ ПОНИМАТЬ прекрасное.
Красота заключается не только в книгах, в песнях, в игре артистов. Мы встречаем людей, которые прекрасно умеют шутить, раскрывать другим людям (с слова) свою щедрость.
Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив.
1. Укажите словосочетание со связью согласование: В) те мысли
2. Укажите словосочетание со связью управление: А) вырос в поле
3. Укажите словосочетание со связью примыкание: Г) можно вспомнить
4. Среди данных примеров найдите сочетание слов, не являющееся словосочетанием: В) угадывается лес
5. Укажите предложение, в котором сказуемое является простым глагольным: Б) На наезднике была куртка.
6. Укажите предложение, в котором сказуемое является составным глагольным: Г) Я намерен уехать сегодня.
7. Укажите предложение, в котором сказуемое является составным именным: А) Она была задумчива.
8. Укажите пример с несогласованным определением:
А) Желание (какое?) победить нашим спортсменам. Б) Мы выписывали журнал (какой?) «Мурзилка».
9. В каком примере приложение с определяемым существительным пишется через дефис: Г) (Самара) городок
10. В каком слове пишется Н? А) некоше(Н)ые луга.
11. Найдите определенно-личное предложение: А) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
12. Найдите неопределенно-личное предложение: В) Напишут наши имена.
13. Найдите безличное предложение: А) На сердце радостно.
14. Определи верную характеристику второго (2) предложения:
(1) – Скоро ли потеплеет?
(2) – Скоро.
В) односоставное, безличное, неполное
15. В каком из данных сложных предложений вторая часть является односоставным неполным предложением: В) Над лугом пахнет сеном, в лесу – грибами.
16. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
А) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле , ни в дубраве , ни при опасной переправе. Около родника зеленеет короткая бархатная трава. Г) 2 3
17. В каком предложении необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым? А) Мое правило говорить правду.
18. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Над нами возвышались горы , скалистые , неприступные. Удивленный отказом , Николаев все же продолжал приходить в дом. Подплывшую к мостикам лодку встречал кот-рыболов. Б) 1 2 3
19. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Им , гагарам , недоступно наслажденье битвой жизни. Монголов , прирожденных всадников , учат сидеть на лошади с годовалого возраста. Даль известен как выдающийся лексикограф. Б) 1 2 3 4
20. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Смеясь и шутя , мы бежали к реке. Задачу я решил шутя. Он осознавал себя одиноким , несмотря на привязанность друзей. Состав , согласно указанию , был подан на первый путь. В) 1 3 4 5
21. В каком предложении необходимо поставить двоеточие?
Б) Всё посветлело вокруг : и лесные дали, и небо, и гладь канала.
22. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. Казалось , конца не будет молодости. Увы , он счастия не ищет. А) 3 4
23. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Никто , однако , не знал лес так, как он. Я не надеялся на удачу , однако мне повезло. В) 1 2 3
Объяснение: