Задание 1. Определите средства связи между отдельными предложениями в сложных синтаксических целых: союзы, обстоятельства, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, повторение слов, местоименная и синонимическая замена и др.
1. Долго не смели объявить об этом выздоравливающей Маше. Она никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя, нашедши его имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия. (П.)
2. Другая печаль её посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя её наследницей всего имения. Но наследство не утешало её; она искренно разделяла горестное состояние бедной Прасковьи Петровны и клялась никогда с ней не расставаться. Обе они оставили Ненарадово, место печальных воспоминаний, и поехали жить в другое поместье. (П.)
Задание 2. Определите виды отношений между предложениями в сложном синтаксическом целом (отношения перечисления, противопоставления, причинные и т. д.). Каковы средства выражения между данными отдельными предложениями?
1. Папа Вики Люберецкой был руководителем всей торговой сети города. А сама Вика восемь лет с Зиночкой за одной партой. Правда, Искра сторонилась Вики. И потому, что Вика тоже была круглой отличницей, и потому, что Вика держалась всегда чуть особняком, чуть покровительственно со всеми девчонками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только Вику подвозила служебная машина: правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, а дальше Вика шла пешком, но все равно об этом знали все. Только Вика могла продемонстрировать девочкам шелковое белье из Парижа - предмет мучительной зависти Зиночки и горделивого презрения Искры. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И все это вместе определяло Вику как существо из другого мира, к которому Искра с детства питала ироническое сожаление. (Б. Васильев)
1. Танцующая в комнате девушка завораживала всех своей грацией.
2. Сидевшие за столом люди громко разговаривали.
3. Дети, разбившие вазу, с опасением ждали возвращения мамы.
4. Юноша, мастерски игравший на скрипке, был необычайно красив.
5. Песни, сочиненные современными авторами, не волнуют мою душу.
6. Послышался голосок, принадлежавший соловью.
7. Ветер, беспощадно гнавший волны, не позволял нам пришвартоваться.
8. Я увидел кошку, притаившуюся под диваном.
9. Ласково греющее землю солнце посылает нам благодатное тепло.
10. Люблю я дни, наполненные радостью.
Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества
окажется существенным и для вас?
Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним
вы не потеряете своего времени. Но
классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня.
Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь
только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - своё время.
Помните, что писал Пушкин из Кишинёва брату и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение вот лучшее учение».
(Д. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»)
Объяснение: