Задание 1. Поставьте вместо точек подходящий по значению глагол движения в нужной форме, используя слова для справок.
1. Отец моего друга был лётчиком. Он часто … в Лондон и другие города Европы. 2. В воскресенье дети весь день … на стадионе. 3. Каждое утро я … своего сына в детский сад. 4. Раньше Николай Петрович … в Иркутск летом, а в этом году он … зимой. 5. Наш преподаватель физики всегда … на урок различные приборы, схемы, таблицы. 6. Когда я … сына в музыкальную школу, я встретила свою школьную подругу, которая недавно … в Москву. 7. Я … в общежитие, чтобы увидеть Марию, но Саид сказал, что она … на концерт. 8. Виктора нет дома, он … книги в библиотеку.
(Слова для справок: приходить, бегать, вести, приезжать, ездить, понести, приносить, ехать, летать, пойти, приехать, водить, поехать).
Задание 2. Прочитайте диалоги. Обратите внимание на употребление приставок ПРИ- и У- и предлогов. Составьте аналогичные диалоги.
Образец 1:
– Наташу можно?
– Её нет дома. Она ушла в университет.
– Вы не знаете, когда она будет?
– Она придёт часов в пять Образец 2:
– Ты не знаешь, когда Максим приедет из Петербурга?
– Он уехал в Петербург? А я и не знал.
Задание 3. Измените предложения, заменяя глагол с приставкой ПРИ- глаголом с приставкой У-.
1. Эти студенты приехали в город в году.
2. Рабочие приходят на завод в 8 часов.
3. Мы пришли в деканат днём.
4. Мой брат приедет на Родину в июле.
5. Наши друзья приедут в гости на следующей неделе.
6. Моя сестра приходит в университет всегда поздно.
Задание 4. Дополните предложения.
1. Преподаватель … (войти-выйти, аудитория) и сказал: «Здравствуйте!»
2. Преподаватель сказал: «До свиданья!» и … (войти-выйти, аудитория).
3. Он услышал: «Войдите!» и … (войти-выйти, комната).
4. Он поднялся, открыл дверь и … (войти-выйти, комната, коридор).
5. Студент открыл дверь и с Можно … (войти-выйти)?»
6. Студент кончил писать самостоятельную работу и с Можно … (войти-выйти)?»
1. Отец моего друга был лётчиком. Он часто летал в Лондон и другие города Европы.
Обоснование: Фраза описывает частые поездки отца друга в Лондон и другие города Европы, поэтому выбираем глагол "летать" в прошедшем времени.
2. В воскресенье дети весь день бегали на стадионе.
Обоснование: Фраза описывает активное движение детей на стадионе в течение всего дня, поэтому выбираем глагол "бегать" в прошедшем времени.
3. Каждое утро я вожу своего сына в детский сад.
Обоснование: Фраза описывает действие возвращения школьника в детский сад каждое утро, поэтому выбираем глагол "вести" в настоящем времени.
4. Раньше Николай Петрович ездил в Иркутск летом, а в этом году он поехал зимой.
Обоснование: Фраза описывает изменение времени поездки Николая Петровича в Иркутск, поэтому выбираем глаголы "ездить" и "поехал" в прошедшем времени.
5. Наш преподаватель физики всегда приносит на урок различные приборы, схемы, таблицы.
Обоснование: Фраза описывает действие преподавателя физики по приношению на урок различных материалов, поэтому выбираем глагол "приносить" в настоящем времени.
6. Когда я вёз сына в музыкальную школу, я встретил свою школьную подругу, которая недавно приехала в Москву.
Обоснование: Фраза описывает последовательность действий, происходящих в прошлом, поэтому выбираем глаголы "вести" и "приехала" в прошедшем времени.
7. Я пошёл в общежитие, чтобы увидеть Марию, но Саид сказал, что она пошла на концерт.
Обоснование: Фраза описывает последовательность действий, происходящих в прошлом, поэтому выбираем глаголы "пойти" и "пошла" в прошедшем времени.
8. Виктора нет дома, он понёс книги в библиотеку.
Обоснование: Фраза описывает действие Виктора по несению книг в библиотеку, поэтому выбираем глагол "понести" в настоящем времени.
Задание 2. Прочитайте диалоги. Обратите внимание на употребление приставок ПРИ- и У- и предлогов. Составьте аналогичные диалоги.
Диалог 1:
- Маша, тебя можно?
- Непришла. Она ушла в школу.
- Вы не знаете, когда она будет?
- Она придёт около трёх часов.
Диалог 2:
- Ты не знаешь, когда Саша приедет из Москвы?
- Уехала она в Москву? А я и не знал.
- Но в любом случае, она уприходит к вечеру.
Задание 3. Измените предложения, заменяя глагол с приставкой ПРИ- глаголом с приставкой У-.
1. Эти студенты уприехали в город в прошлом году.
2. Рабочие уприходят на завод в 8 часов.
3. Мы упришли в деканат днём.
4. Мой брат уприедет на Родину в июле.
5. Наши друзья уприедут в гости на следующей неделе.
6. Моя сестра уприходит в университет всегда поздно.
Задание 4. Дополните предложения.
1. Преподаватель вошёл в аудиторию и сказал: "Здравствуйте!"
2. Преподаватель сказал: "До свидания!" и вышел из аудитории.
3. Он услышал: "Войдите!" и зашёл в комнату.
4. Он поднялся, открыл дверь и вышел из комнаты в коридор.
5. Студент открыл дверь и сказал: "Можно зайти?"
6. Студент кончил писать самостоятельную работу и спросил: "Можно выйти?"