Задание 1. Прочитай текст и выполни задания. Когда космонавты на орбите садятся обедать, у них нет ни тарелок, ни вилок, ни прочей
посуды. Вся космическая пища в виде пюре упакована в герметичные тюбики. Ведь в невесомости
вещи не лежат на своих местах, а свободно парят в воздухе. И случайная крошка может попасть в
один из приборов, что приведет к аварии.
Но невесомость не только этим докучает космонавтам: без притяжения Земли
позвоночник удлиняется на 5-8 сантиметров, что очень опасно, а мышцы без нагрузки сильно
слабеют. Раньше после полетов космонавтов даже приходилось выносить из корабля на носилках.
Сейчас они научились оставаться здоровыми и крепкими на протяжении всего путешествия. Они
каждый день упорно занимаются гимнастикой, поддерживая себя в рабочей форме.
1) Сделай заметки в таблице по прочитанному тексту.
Что? Где? В чем? Почему?
Пища
Что? Где? К чему приведет?
Крошка
Что? На кого влияет? Как?
Невесомость
2) Используя свои заметки, ответь на вопросы:
1. Почему невесомость так называется ?
2. Почему космонавты так боятся крошек?
3. Как ты думаешь, что произойдет, если космонавты перестанут делать гимнастику?
Язык может успешно выполнять свое основное назначение (т. е. служить средством общения) потому, что он «составлен» из громадного числа различных единиц, связанных друг с другом языковыми законами. Этот факт и имеют в виду, когда говорят о том, что язык имеет особую структуру (строение) . Изучение структуры языка людям улучшать свою речь.
Для того чтобы в самых общих чертах представить языковую структуру, вдумаемся в содержание и построение одной- единственной фразы, например, такой:
Для берегов отчизны дольной ты покидала край чужой (Пушкин) .
Эта фраза (высказывание) выражает определенный, более или менее самостоятельный смысл и воспринимается говорящим и слушателем как цельная единица речи.
Обычно говорят не «культура языка» , а «культура речи» . В науке о языке термином «речь» обозначают язык в действии, т. е. язык, примененный для выражения конкретных мыслей, чувств, настроений и переживаний. Мы еще слишком часто слышим неряшливую (а подчас и просто неграмотную) , «кое-какую» речь. Есть люди, плохо знающие и не ценящие наше общественное богатство — русский язык. Так что есть от кого и от чего защищать это достояние. Нам остро нужна повседневная, умная, требовательная защита русской речи — ее правильности, доступности, чистоты, выразительности, действенности. Нужно ясное понимание того, что «словом можно убить человека и вернуть его к жизни» . На слово недопустимо смотреть как на что-то третьестепенное в жизни людей: оно — одно из дел