Задание 1
Прочитайте фразы-обращения к незнакомому человеку и подумайте, чем они различаются.
1. Милостивый государь, не могли бы Вы сказать... 2. Простите как пройти... 3. Будьте добры, скажите прощения, сударыня, не видели ли Вы... 5. Мужчина, где тут... 6. Эй, не знаешь, в какой стороне... 7. Любезная мадемуазель, Вы не скажете... 8. Гражданка, объясните... 9. Слышь, братан, не Извините, не знаете ли... 11. Милая барышня, скажите... 12. Извините, не знаете ли... 13. Товарищ майор, Вы не видели... 14. Бабушка, давайте я
а) Назовите обращения, которые для современного русского языка являются устаревшими. Подумайте, есть ли среди них такие, которые могут употребляться в современной речи. Объясните, в каких ситуациях это возможно.
б) Назовите обращения, имеющие сниженную стилистическую окраску. Какие нормы русского речевого этикета они нарушают.
в) Выпишите фразы, в которых использованы универсальные для русского языка обращения, применимые в любой ситуации общения по отношения к любому взрослому человеку.
г) Какие обращения вы ещё не назвали? Объясните, почему их нельзя отнести к разряду универсальных.
Задание 2
Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору): "Этикетные формы обращения в современной русской речи", "Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков)", "Этикет приветствия в русском и иностранном языках".
2. В каком слове в корне пишется гласная И?
В) блистательный
3. Найдите группу слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Б) выдирал, наберу, вытерли
4. В каком предложении выделенное имя существительное употребляется в прямом значении?
В) В саду горит костер рябины красной.
5. В каком слове пишется –НН?
Б) оловянный
6. Найдите слово с суффиксом –Н
Б) гусиный
7. Найдите слово с изменяемой приставкой
А) (пере, до, с и т.д.)делать
8. В каком слове пишется буква –С?
А) бесполезный
9. Укажите ряд слов с Ь знаком
Г) пишешь, беречься, полночь
10. В каком предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены)?
А) Друзья, мои прекрасен наш союз!
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 11-13
А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы. Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности. В. Нет, незыблемых норм не бывает . Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
г) Б, Г, В, А.
12. Что является грамматической основой в первом предложении?
а) язык развивается.
13. К какому типу речи относится текст?
А) описание
14. К какому стилю речи относится текст?
Б) научный
15. В каком предложении используются синонимы?
Г)
1. Поздней осенью ежи готовятся к зимней спячке.Мало у них добыси,потому что под корягами скрываются ящерицы,жучки и лягушки.
Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки,небольшие полянки,опасные овраги,мимо узких ручьёв.
В чудесные осеннии денёчки старается ёжик себе приготовить широкую,тёплую норочку.Днём и ночью таскает он в домик душистые листья,мягкий лесной мох,засохшие травинки и веточки,которые нашёл в лесу.Хочется позаботиться ему об удобной постельке.
ЗАДАНИЯ
1. Трудолюбивый ёжик.
2. Ёж осенью старается,трудится,чтобы зимой ему было тепло и уютно.
3. Ёж,днём,мох.
4. Ёжик-(й’ожык)
ё- (й’)-согл.,звонк. не парн.,мягк.,не парн.
(о)-гласн.,ударн.
ж-(ж)-согл.,звонк. парн.,тверд.не парн.
и-(ы)-гласн.,безударн.
к-(к)-согл.,глух.парн.,тверд.парн.
4 буквы,5 звуков
5. зимней
зим-корень
н- суффикс
ей- окончание
зимн-основа
ползёт
полз-корень
ёт- окончание
полз-основа
норочку
нор-корень
очк-суффикс
у-окончание
норочк-основа
травинки
трав-корень
ин-суффикс
к-суффикс
и-окончание
травинк-основа
6. Поздней осенью ежи готовятся к зимней спячке.
поздней-прил.
осенью-дополн.
ежи-сущ
готовятся-глагол
к-предлог
зимней-прил.
спячке-дополн.
грамматическая основа- ежи готовятся