Задание 1. Прочитайте притчу, выполните задания. В древние времена жил на свете очень мудрый и благочестивый правитель. Не хотел он брать деньги на своё содержание из казны, и поэтому часто переписывал священные тексты, чтобы продавать их и покрывать свои расходы.
Однажды к этому властелину на аудиенцию пришёл учёный монах и застал его за переписыванием текстов. Царь не мог оторваться от своего занятия какое-то время, и монаху пришлось молча наблюдать за тем, что тот делает. И вот, когда царь всё-таки начал беседу, монах сказал ему:
— Государь, переписывая страницу, вы допустили одну ошибку, — и он указал на слово, которое казалось ему неправильным.
Молча стёр царь написанное и записал слово так, как предложил ему учёный монах. Быстро забыв об этом, они продолжили беседу.
Но, как только монах покинул апартаменты, повелитель снова стёр это слово и написал то, что было изначально. Видевший всё это стражник очень удивился и спросил у царя, зачем же он так сделал.
— Монах ошибся по поводу этого слова, я знаю точно. Но если бы я стал с ним спорить, его чувство собственного достоинства было бы задето. Зачем? Ведь мне никто не мешает вернуть это слово обратно втайне от него.
— Но как же так, — сказал стражник. – Ведь вы же царь!
— Разумеется. У каждого из нас есть своё дело, своё предназначение. Этот монах – очень хороший учёный, но и учёные допускают ошибки. Но, как ты думаешь, если бы стал он учить меня управлять государством, стал бы я его слушать?
Сформулируйте и запишите основную мысль текста. 1б.
Определите стиль текста. Приведите доказательства его стилистической принадлежности. 2б.
Дайте письменный ответ, как порядок слов в предложениях притчи влияет на манеру повествования. С какой целью использована инверсия? 1б.
Выберите из текста предложение с прямой речью и замените его косвенной. Запишите предложение, используя прямой порядок слов. 1б
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Графически подчеркните обособленные члены предложения. 2б.
Используя ум и решительность Соломон превратил рабовладельческую страну в развитое государство.
Царь встречал послов из других стран окружая их роскошью и богатством.
У нас в саду растёт большой и вкусный крыжовник(ударение на о)
Я слышу за спиной неизвестный шорох(ударение на первую о)
У меня на брюках разошёлся шов(ударение на о)
У брата красивые шорты(ударение на о)
Пошёл дождь,я одела сестрёнке капюшон(ударение на о)
Впереди стояла ветхая трущоба(ударение на о)
Я вчера общалась с чопорным человеком(первая о ударение)
Мы только что съели плитку шоколада(ударение на а)
Он ехал на дачу по шоссе(ударение на е)
У его папы отличный шофёр(ударение на ё)
В цирке работал очаровательный жонглёр(ударение на ё)
Если не знаешь как поставить ударение произноси слово в слух)
Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).