Задание 1.
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким
функциональным стилям они принадлежат. Докажите
принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные
особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте
знаки препинания.
А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили
пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку
коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало
нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться
на авось и рассчитывать только на везение и собственную
интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно
разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и
подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех
переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине
рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог
переговоров с юношеским максимализмом если да так да если нет
так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей
школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают
приготовиться к деловой игре минимум в три раунда
Б. ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в
таможенных органах и учреждениях являются важным принципом
таможенной службы Реализация его имеет свои особенности
обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их
должностных лиц характеризующегося в частности четко
выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих
органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности
по горизонтали органам представительной и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления
и местной администрации
В. Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет
вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы
Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения
сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект
психологический который следует из положения высказанного Б.
Расселом в 1952 г.
Б. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит
всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к
приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание
Солнечной системы и звезд может стать таким приключением
вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить
серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные
культурные и интеллектуальные стимулы могут человечеству избежать стагнации предсказанной современным
философом Ф. Фукуямой.
Задание 2.
Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки,
связанные с неправильным употреблением синонимов.
1.В составах команд немало именитых спортсменов много раз
добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.
2.Учитель обязан содействовать исправлению допущенных
родителями ошибок.
3.Выгода массового производства блюд промышленными
методами их удешевлению.
4.Его деятельность по рас билетов была отмечена.
Задание 3.
Вместо звездочек вставьте один из синонимов; мотивируйте свой
выбор.
1. *** (Индустрия, промышленность) в постперестроечный период
переживает кризис.
2.Дня через два организм вырабатывает *** (иммунитет,
невосприимчивость), и опухоль спадает.
3.Его очерки запечатлели *** (специфический, характерный) черты
северной природы.
4.В концерте исполнялись скрипичный концерт и *** (отрывки,
фрагменты) из балета “Гаянэ”.
5.На совещании по этому во министры заняли ***
(негативный, отрицательный) позицию, отклонив ***
(конструктивный, плодотворный) предложение.
Задание 4.
Исправьте стилистические недочеты в употребленных
существительных, прилагательных, числительных.
1.После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов
рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4
триллионов.
2.Желающим получить путевки для детей на время
рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч
рублей.
3.В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем
в течение трех недель.
4.Этот призыв в настоящее время действен.
Задание 5.
Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1.Печать, в частности многотиражки и стенные газеты,
систематически расширя…т информационные материалы.
2.В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь
директора.
3.Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в
Испании.
4. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51
промышленный объект.
5.Полмесяца с тех пор, как начались экзамены.
4) в связи с работой
4) (невзирая на успех
4) идти (навстречу - предлог, НАВСТРЕЧУ ЧЕМУ ? ветру - сущ.
3) В - предл. ( во что ? ) место- сущ. назначения поезд опоздал.
3) Плавать в этой реке опасно (вследствие= из-за, предлог ) быстрого течения и водоворотов.
1) О судьбе героя мы узнаем (в- предлог ) продолжении романа.
3) Ввиду = из-за, предлог приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.
4) (В отличие от - предл. других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.
2) Вследствие ( из-за) плохой погоды поход пришлось отменить.
1) По - предлог отношению к делам нельзя проявлять небрежность.
1) Несмотря на усталость, студенты усердно занимались.
3) В отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.
И сразу станет понятно, зачем нужны прилагательные. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без прилагательных. А поэзии не было бы вообще. Сравните: словосочетание «парус одинокий» содержит уже не просто констатацию факта присутствия паруса, но и чувство – «парус» и «парус одинокий». Прибавлено одно только слово – а как меняется смысл! Прилагательное представляет предмет более полно.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (тяжёлый груз), события (весёлый праздник), состояния (лютый холод), формы и положения (квадратный, отвесный), назначения (спальный, ткацкий) и других явлений окружающего мира. Отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Прилагательное также может указывать на принадлежность предмета или явления кому-либо (папина шляпа) и отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
Имя прилагательное в переводе с латинского обозначает имя прилегающее, примыкающее ( nomen adiectivum). Таким образом, прилагательное всегда примыкает к какому-то слову, характеризуя его. И здесь вспоминается недоросль Митрофанушка из комедии Фонвизина. У него явно были задатки лингвиста, потому что к характеристике частей речи он подошёл аналитически. И если бы он свой жизненный девиз («Не хочу учиться, а хочу жениться!») подкорректировал в сторону образования, то, возможно, о частях речи сейчас судили бы несколько по-иному.
Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Это, конечно, была шутка. А сейчас – серьёзно.