Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания.
МЫ ОЦЕНИВАЕМ МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Понятие о ресурсообеспеченности. Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют .
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной прородных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Конечно, на показатель ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально- экономическим.
Пример. Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5 трлн.т. условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить примерно на 350-400 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учётом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится во много раз.
Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится той или иной их вид – к исчерпаемым (невозобновляемым и возобнавляемым) или к неисчерпаемым ресурсам.
2. Минеральные ресурсы: достаточно ли их? Люди ещё в древности научились использовать некоторые из этих ресурсов, что нашло своё выражение в названиях исторических периодов развития человеческой цивилизации, например, каменный век. В наши дни используется более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883-1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.
Тем не менее земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по велению людей в любом количестве может поставлять им сокровища земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых. Во-вторых, мировые запасы отдельных их видов далеко не одинаковы (см. таблицу №1). Наконец, в-третьих, «аппетиты» человечества тоже всёвремя растут.
1.Выписать из текста ССП и СПП.
А)Подчеркнуть грамматическую основу.
Б)Составить схему. 6 б.
2.Какую информацию текста иллюстрирует рисунок? Запишите ее. 1б.
А)Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста.1б.
Б)Определите тип и стиль текста
Взяв корзинки, мы отправились за добычей. Димка, как старший, нес большую корзину для грибов.Мне, как младшему, досталась небольшая для ягод.
Лесная охота никак не начиналась. Ничего,кроме нескольких мухоморов, нам не попалось. Решив, что наша добыча прячется возле поваленных деревьев, мы устремились на просеку, с поваленными ураганом, деревьями.
Нам сразу улыбнулась удача. В траве мы нашли землянику, а вдоль огромной, лежавшей с краю ,березы, большую группу лисичек.
Собрали ягоды и стали подбираться к грибам. Но вдруг я увидел змею! Она лежала под стволом березы, вытянув свое тело вдоль него! Мамочки! Первым желанием было убежать. Но мы ведь так близко стоим! Секунда, и она выпустит свое ядовитое жало! У меня точно сердце ушло в пятки. Как предупредить Димку? Как остановить его? Слова, да и просто звуки застряли у меня в горле.
Между тем, Димка сделал последний шаг к березе, наклонился и приготовился срезать грибы. Что-то по мешало ему удобно расположиться возле березы. И вдруг,мама дорогая,он схватил змею руками и откинул прочь.
Мне покзалось, что я умираю от страха. Зажмурился, чтобы не видеть смерти брата. Но он вдруг окликнул меня и стал браниться, что стою столбом и не ему.
Постепенно до меня стало доходить, что что-то не так. Медленно открыв глаза, я наконец пролепетал:"А-а-а-а где змея?"
Увидев мое, наверняка ,бледное лицо,Димке пришлось устроить допрос.
И тут выяснилось, что никакой змеи не было! Возле дерева лежал чей-то, вероятно потерянный, пояс.
А моя фантазия чуть до разрыва сердца не довела мен
Вот к примеру мой одноклассник-Валера. Всегда в школу приходит опрятный, в строгом костюме, белоснежной рубашке и в галстуке. На него так приятно смотреть, просто глаза радуются. Все идеально выглажено, никаких пятен, шерсти кошки, которая линяет у него просто жуть. Всегда сменная обувь была опрятна. Приятно с таким человеком общаться, разговаривать на любые темы. Но как-то раз он пришел в школу... Как бы сказать правильно? Неподобающе школьной форме. В джинсах, которые были запачканы-видимо он шел по лужам- так, что капельки грязи доходили до куртки. Растрепанные волосы , меняли его лицо. Непонятного цвета футболка была в жирных пятнах, на него просто неприятно было смотреть, не то чтобы общаться. Грязные, ужасные кроссовки, сменку он забыл, порванная куртка. Проходил он так меньше 10 минут. У него забрали дневник, записали замечание и отправили домой переодеваться.
На следующий день он пришел как обычно, в костюме. Попросил извинения у завуча, классного руководителя и у нас за его вчерашний вид, было видно, что ему стыдно. Все его простили. Ну а смысл обижаться на человека? Тем более раскаялся. Все теперь идет как и прежде. Все мальчики в классе взяли Валеру в пример. Ходят опрятно, одеты в школьную форму. Приятно стало смотреть на них. Очень рада, что на ошибке одного, научились все.