Задание 1. Прочитайте текст. Определите его тему и идею. Составьте план текста.
Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы формируем определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений. (8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.(15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:(16) Грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана! (17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
Узнал повесть (В.п. 3-е скл.); о повести (П.п.)
2. Ехал на лошади (П.п., 3-е скл.)
Ехал на автомобиле (П.п. 2-е скл.)
3. Лежал в постели (П.п. 3-е скл)
Лежал на диване (П.п. 2-е скл)
4. Напомнил о спектакле (П.п. 2-е скл)
Напомнил о пьесе (П.п. 1-е скл); про пьесу (В.п.)
5. Спрятался в сирени (П.п. 3-е скл)
Спрятался в жасмине (П.п. 2-е скл)
1-е склонение - мужской, женский род с окончаниями на -а, -я в И.п., ед.ч. (мама, дядя)
2-е склонение - мужской род с нулевым окончанием, мужской, средний род с окончанием -о, -е в И.п., ед.ч. (солнце, пёс, кот, дождь, яблоко)
3-е склонение - женский род с нулевым окончанием, кончается на -ь в И.п. ед.ч. (мышь, рожь)
Изученный параграф, приглашенный гость, правленый текст, завершенный концерт, мочёные яблоки, законченный объект, приглушённый звук, изображённый портрет, кованый сундук, священная книга, считанные дни, исправленный текст, запрещенный сборник, высеченный монумент, изложенный текст, нечаянный рывок.
Можно подобрать зависимые слова. Если подобрать зависимые слова, то причастия, в которых одна н, будут писаться с двумя.
Изученный мною параграф, приглашенный родителями гость, правленый текст, завершенный вечером концерт, мочёные в бочке яблоки, законченный строителями объект, слегка приглушённый звук, изображённый художником портрет, кованный кузнецом сундук, священная книга, долго считанные дни, исправленный учителем текст, запрещенный цензурой сборник, высеченный скульптором монумент, изложенный учеником текст, нечаянный рывок вперёд.