Задание 1 Прочитайте текст. Определите стиль. Назовите стилевые черты.
Исследование генома человека не только открыло широкие перспективы развития биотехнологий и лечения различных патологий, но и сделали возможным изменение самой сущности человека, его генотипа, породив тем самым множество вопросов этического характера. Достижения генетики кажутся настолько невероятными и фантастическими, а порой даже шокирующими, что современный человек все чаще задается вопросом: "Имеем ли мы право изменять то, что создано природой? Где та грань, которую нельзя переступать?"
Еще в веке кто-то сказал: «Человек – это венец природы». То есть человек стоит над всеми живыми организмами, над силами природы, человек вознесся выше Бога, поэтому он имеет право вторгаться в окружающий мир, в том числе в свою стихийную сущность. Но он все чаще и чаще забывает о том, что на каждое действие есть свое противодействие, вот и природа на каждое внедрение в нее отвечает по-своему. И ответ этот может быть совсем не таким приятным для человека, каким он себе его представлял. Вот и клонирование, хоть это и получение генетически идентичных организмов, может обернуться непредсказуемыми последствиями и привести к изменению сущности человека.
Задание 2
Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сформулируйте свое мнение /3-4 предложения/
Вариант
Тезис
Ваше мнение, аргументы
1
В обл…сти г…нетических и…следований человека (не)разумное и…пользование новых технологий ( не)сомне…о может приве…ти к к…т…строфическим последствиям.
Не согласен (на)/ согласен (на), потому…
2
"Мы не должны снимать с людей копии, поскольку нам следует относиться к каждому ребенку как к индивиду, а не как к копии другого человека
Не согласен (на)/ согласен (на), потому…
3
Безусловно (ни)какие и…следования к…сающиеся генома человека (не) должны пр…валировать над ув…жением прав человека основных свобод и человеческого достоинства отдельных людей или гру… людей.
Не согласен (на)/ согласен (на), потому…
Гениальность М.В. Ломоносова проявилась и в лингвистике. Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила. Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго. Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях. Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией. Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика. Подробнее - на -
1. Найдите сложноподчинённые предложения, укажите их номер и вид придаточного.
ОТВЕТ: 1, 3, 4, 6
(1)Я сел возле пенька и заметил (что заметил?), (что одна ёлочка отличается от остальных). - СПП с придаточным изъяснительным.
(3)Оказалось (что оказалось?), (что корешок ёлочки пробил пень, добывая себе питание и влагу). - СПП с придаточным изъяснительным
(4)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того (которого?), (кто, возможно, был её родителем). - СПП с придаточным местоименно-определительным.
(6)Ещё долго старый пень будет сберегать капельки влаги, упавшие с травинок и листьев (каких травинок и листьев?) земляники, которые согреют молодое деревцо в стужу остатным тёплым дыханием жизни. - СПП с придаточным определительным.
2. Среди предложений 1—3 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТ: предложение 3
(3) Оказалось, что корешок ёлочки пробил пень, добывая себе питание и влагу.
4. Среди предложений 2—4 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТ: предложение 4
(4)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем.