Задание 1. Прочитайте текст, выполните задания.
Определите тему прочитанного текста, аргументируйте ответ. [1 б]
Определите тип текста, аргументируйте ответ. [2 б]
Вы прочитали текст об Ы. Алтынсарине. Чем он вам запомнился: актуальность, ценность, качество, полезность. [2б]
Составьте 2 толстых вопроса по данному тексту. [2б]
Любой народ по праву гордится людьми, внесшими вклад в развитие и становление государства. И именно поэтому, в нашем независимом Казахстане чтят память о многих политиках, общественных деятелях, поэтах и писателях.
Одним из таких выдающихся личностей является Ыбырай Алтынсарин – поэт, прозаик и переводчик. Это человек, создавший первые школы для детей из простых казахских семей.
Сам Ыбырай с самых маленьких лет пристрастился к чтению. Он любил читать произведения Пушкина, Лермонтова, а также произведения писателей зарубежной литературы. Благодаря настойчивости своего характера, он успешно обучается и работает переводчиком, занимается преподавательской деятельностью. Мечтой нашего молодого тогда еще земляка было детям из простых семей получать знания.
И вот, 8 января 1864 года, первая начальная школа для мальчиков открывает свои двери. Она была построена на средства местного населения, а также личные сбережения самого Алтынсарина.
Спустя несколько месяцев, молодой учитель запишет в своем дневнике: «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям всего три месяца, а мои ученики уже освоили навыки письма и чтения. Я верю, что через несколько лет они пополнят ряды образованнейших людей нашего общества. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость».
Трудами выдающегося просветителя являются – десятки построенных школ, сотни благодарных учеников и тысячи продолжателей его славного дела.
Нач.форма -собака
Пост.приз.: одуш., нариц., ж.р., 1 скл.
Непот.приз.:ед.число, Твор.пад.
Собакой - дополнение
Поздней - (какой? )поздней
Нач.форма: поздний
пост.признаки: качественное ; непост.призн. : в ж.роде. в ед.ч., в Тв.пад.
поздней- определение
Сидишь- (что делаешь?) глагол
Нач.форма - сидеть
Пост.признаки: невозвр., несов.вида, 2 спр..Непост.признаки: настоящ.время,
ед.число, 2 лицо
сидишь- сказуемое
Надев- (что сделав?) - деепричастие
Нач.форма -надеть
Приз. невозврат., сов. вид.
Надев- в предложении является обосоленным обстоятельством
Пристально-(как?) наречие
Приз.- образа действия Пристально- обстоятельство образа действия
Виднеющимся-особая форма глагола- причастие
Нач.форма- виднеющийся
Пост.приз.: несов.вид, действительное, наст.время.
непост.призн.: полная форма, м.р., ед.ч., твор.пад.
В предложении в составе причастного оборота является определением