Задание 1. Работа с текстом. Языки и образование На Земном шаре осталось мало мест, где жители сталкиваются за свою жизнь всего лишь с одним - своим родным - языком. Хотя бы потому, что телевидение проникает повсюду, а вместе с ним и иноязычные программы. Много людей путешествует, мигрирует, пытается при к новой обстановке, понять особенности обитания в других местах. Иностранные языки входят во многих странах в школьный минимум, причем их может быть даже несколько. Часто язык образования отличается от родного языка учащихся. Европа и Америка становятся многоязычными официально. Без знания другого или других языков в той или иной степени теперь не обойтись. Поэтому правильнее говорить о мультилингвизме (многоязычии), а не о билингвизме (двуязычии) современного общества.
Периоды активной миграции населения бывали в истории и раньше. Собственно, в результате таких процессов сформировались все современные языки. Например, русский сформировался на основе восточнославянского в контакте с финно-угорскими, тюркскими и индоевропейскими языками. Если бы люди всегда жили только там, где они родились, не было бы нынешнего человечества: земля не выдержала бы перенаселения, не совершились бы географические открытия, не возникло бы теперешних государств, не были бы созданы наука и культура в знакомом нам виде. Военные и экономические потребности заставляли даже относительно стабильные в миграционном отношении сообщества иметь переводчиков, послов, приграничную торговлю и т.п. Другое дело, что уровень грамотности не всегда был высоким, не было современных средств массовой информации, поддерживающих нормы речи. Важно не то, как мы определяем, что такое многоязычие. Важно, какими языками владеет человек и как он ими пользуется. Имеет значение объем доступного словаря, структура языков и степень освоенности грамматики каждого из них. Разбираясь в конкретном факте билингвизма, следует выяснить, как происходит взаимовлияние языков в окружении и у конкретного человека и в чем оно проявляется. Иногда полезно установить степень родства или типологического сходства между языками. В социологическом плане имеет значение вариативность и стилистическая разработанность языков, а также выполняемые ими в обществе функции. Измерить многоязычие сложно.
• Прочитайте текст.
• Составьте вопросы по тексту.
• Подберите к пяти словам текста синонимы.
• Выпишите из текста прилагательные, образуйте от них краткую форму
• Выпишите глаголы, обозначьте их время.
Выпишите из текста 6 глаголов, образуйте от них неопределенную форму и конструкцию должен+инфинитив.
• Произведите синтаксический разбор выделенного предложения текста.
• Подготовьте пересказ текста.
В тексте рассказывается о многоязычии и важности изучения иностранных языков в современном обществе.
Итак, приступим к решению задания:
1. Составление вопросов к тексту:
- Сколько языков входит в школьный минимум во многих странах?
- Почему сейчас правильнее говорить о мультилингвизме, а не о билингвизме?
- В каком случае не возникло бы теперешних государств, наука и культура в знакомом нам виде?
2. Подбор синонимов к пяти словам текста:
- Жители – обитатели, население
- Потребности – необходимости, требования
- Владеет – обладает, имеет
- Доступного – доступопреемлемого, доступного
- Разбираться – понимать, анализировать
3. Выписывание прилагательных и образование краткой формы:
- Многоязычными – многоязычны
- Другого – другой
- Современных – современны
- Массовой – массов
- Конкретном – конкрет
- Вариативность – вариативно
(Краткая форма образуется путем удаления окончания "-ый/-ий/-ой" и замены его на "-ы/-и".)
4. Выписывание глаголов и обозначение их времени:
- Осталось – настоящее время
- Проникает – настоящее время
- Путешествует – настоящее время
- Мигрирует – настоящее время
- Понять – инфинитив
- Сформировались – прошедшее время
(Прошедшее время обозначено окончанием "-или".)
5. Выписывание глаголов, образование их неопределенной формы и конструкции "должен+инфинитив":
- Проникает – проникать
- Путешествует – путешествовать
- Мигрирует – мигрировать
- Понять – понять
- Сформировались – сформироваться
- Владеет – владеть
- Конструкция "должен+инфинитив" не применима к глаголам в данном тексте.
6. Синтаксический разбор выделенного предложения из текста:
"Часто язык образования отличается от родного языка учащихся."
- "Часто" – наречие (уточняет обстоятельства)
- "язык" – существительное (подлежащее)
- "образования" – существительное, имеет форму родительного падежа (определяет какой язык)
- "отличается" – глагол (сказуемое)
- "от" – предлог (указывает на отличие)
- "родного" – прилагательное (определяет какой язык)
- "языка" – существительное, имеет форму родительного падежа (определяет какой язык)
- "учащихся" – существительное, имеет форму родительного падежа (уточняет, кого касается отличие)
7. Подготовка пересказа текста:
Текст рассказывает о значимости изучения иностранных языков в современном обществе. Многоязычие становится обычным явлением из-за миграции населения, путешествий и международных коммуникаций. Школьный минимум включает в себя изучение нескольких иностранных языков. Часто язык образования отличается от родного языка учащихся. Без знания иностранных языков нелегко обходиться в современном обществе. Текст также отмечает, что многоязычие является важным фактором формирования культуры и науки.
Вот и все! Надеюсь, что я смог помочь тебе разобраться с заданием. Если у тебя возникнут еще какие-либо вопросы, не стесняйся, спрашивай!