Задание 1. Сделайте стилистический анализ приведенного ниже текста, укажите признаки научного стиля (задача высказывания, насыщенность терминами, использование абстрактной лексики, логическая последовательность изложения, и т.п.) Для того чтобы обнаружить присутствие углерода в углекислоте, необходимо отнять у неё кислород. Это можно достигнуть, заставив кислород соединиться с каким-нибудь телом, обладающим ещё большим к нему сродством. Таков, например, металл магний, проволока которого сгорает, распространяя ослепительный свет.
Зажигаем проволоку и опускаем её в стеклянную банку, содержащую обыкновенный воздух. Проволока сгорает и на дно падает обыкновенная зола. Это магнезия - соединение металла магния с кислородом. Повторяем тот же опыт, но на этот раз погружаем горящую проволоку в сосуд с углекислотой. Теперь уже она вынуждена добывать себе кислород отнимая его у углерода, и этот последний должен обнаружиться. И, действительно, на этот раз проволока горит не тихо, а с треском, как бы с целым рядом маленьких взрывов, а на стенках стеклянного сосуда осаждается чёрная копоть. Это освободившийся углерод.
Итак, в атмосферном воздухе в невидимой для глаза форме постоянно присутствует громадный запас углерода.
Задание 2. Определите, какой общей темой объединяются следующие слова и словосочетания:
Вода, пар, лед, эксперимент, нагреть, охлаждение, жидкость, газообразное состояние, твердое состояние, жидкое состояние, форма существования, таким образом.
Составьте небольшой научный текст, используя слова и выражения, приведенные выше. Постарайтесь сохранить особенности синтаксиса научного стиля.
Задание 3. ответьте на вопросы:
Что такое термины?
Что является отличительной чертой терминов?
Какова роль терминов в научной литературе?
Какие слои терминологической лексики можно выделить? Чем они различаются?
Задание 4. Заполните таблицу:
Обобщающая таблица по теме «Научный стиль»
Стиль речи
Задача высказывания
Сфера применения
(жанры)
Характерные черты
Научный
Задание 5.
Составьте терминологический словарь по вашей специальности (не менее 30 слов), например, Квадрат – четырехугольник с равными сторонами,
Задание 6
Подберите слова, относящиеся к лексике научного стиля на одну из предлагаемых тем, употребляя эти слова, составьте научные тексты на следующие темы: «Механическое движение», «Закон Ома для участка цепи»,
«Теорема Пифагора», «Тригонометрические функции»,
«Словосочетание», «Виды сказуемого», «Методы воспитания», «Бурение нефтегазовых скважин», «Устройство долото», «Замкнутая цепь»
В описании
Объяснение:
Размешивать - раз + мешивать (мешать) раз + мешать (размешать)
Раздвинуть - раз + двинуть
Растянуть - рас + тянуть
Стиснуть - с + тиснуть
Разжимать - раз + жимать (жать) раз + жать (разжать)
Издавать - из + давать
Бесшумный - бес + шумный
Сварить - с + варить
Считать - с + читать
Схватить - с + хватить
Сдавить - с + давить
Сползать - с + ползать
Сгружать - с + гружать (грузить) с + грузить (сгрузить)
Сгибать - с + гибать (гнуть) со + гнуть (согнуть)
Сжать - с + жать
Отдать - от + дать
Отдыхать - от + дыхать (дохнуть) от + дохнуть (отдохнуть)
Дует холодный ветер. Мороз безжалостно сковал и остановил бегущий в Волгу ручей, а осеннюю грязь слепил в чёрные комья. Голые деревья замерли в глубоком сне. Их тонкие ветви одиноко светятся в тёмном небе. Злые метели и суровые вьюги терзают их день и ночь.
Томятся в снежном панцире необъятные поля и заснувший лес. Теперь не встретишь в лесу ежа, божью коровку или весёлого кузнечика. Не услышишь пение лесной птицы, но увидеть птиц можно. Птички подлетают за кормом поближе к школьному саду, к деревенским огородам.
Зима - трудное время для зверей и птиц.