Задание 1: Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, укажите главное предложение, поставьте от него вопрос к придаточному, обозначьте средства связи, составьте схему, определите тип придаточного.( )
1.Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там где стоит догадаться и за дело взяться.
2.Каменноугольная пыль так крепко въелась в его тёмную кожу что она до сих пор имела синеватый оттенок.
3.Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертельно для души человека
4. Чтобы быть истинными друзьями нужно быть уверенными друг в друге
5.Усадьба стояла вся белая на деревьях лежали пушистые хлопья точно сад распустился белыми хлопьями.
Задание 2. Допишите СПП предложения, укажите вид придаточного ( ):
Девушка так мило улыбалась...
Мне нравятся песни...
Узнайте ,...
Задание 3 Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, покажите стрелками в схеме вопросы, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное). ( )
1) Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег.
2) Когда качнётся дымный берег хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик.
3) Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они заблудились в болоте
В предложениях расставим знаки препинания, подчеркнём грамматические основы (подлежащее и сказуемое), укажем главное предложение [...], поставим от него вопрос к придаточному (...), обозначим средства связи. Составим схему, определим тип придаточного.
1. [Случается нередко нам и труд и мудрость видеть (составное глагольное сказуемое,=) там], (где стоит догадаться (составное глагольное сказуемое, =) и за дело взяться (сказуемое, =).
Схема: [ = ], →видеть где?→(где = и =).
Средства связи: союзное слово где.
Вид придаточного: обстоятельственное места.
2. [Каменноугольная пыль (подлежащее, ---) так крепко въелась (сказуемое, =) в его тёмную кожу], (что она (подлежащее, --) до сих пор имела синеватый оттенок (сказуемое, =)).
Схема: [ -- = ], →въелась насколько, в какой степени?→(что -- =).
Средства связи: союз что.
Вид придаточного: обстоятельственное степени.
3. [Не будьте равнодушны (сказуемое,=)], (ибо равнодушие (подлежащее, --) смертельно (сказуемое, =) для души человека).
Схема: [ = ], →почему?→(ибо -- =).
Средства связи: союз ибо.
Вид придаточного: обстоятельственное причины.
4. (Как ни щурился (сказуемое,=) Петя (подлежащее,--), как ни напрягал (сказуемое, =) зрение), [он (подлежащее, --) ничего не увидел (сказуемое, =) в пустыне моря].
Схема: (Как ни = --, как ни = ), ←не увидел несмотря на что?←[-- =].
Средства связи: союзные слова как ни..., как ни...
Вид придаточного: обстоятельственное уступки.
5. [Усадьба (подлежащее, --) стояла (сказуемое,=) вся белая], [на деревьях лежали (сказуемое,=) пушистые хлопья (подлежащее, --)], (точно сад (подлежащее,--) распустился (сказуемое,=) белыми хлопьями).
Схема: [ -- = ],[= --] →лежали как что?→(точно -- =).
Средства связи: точно.
Вид придаточного: обстоятельственное сравнения.
6. (А когда я (подлежащее, --) вспоминаю (сказуемое, =) бабушку), [всё дурное (подлежащее, --), обидное (подлежащее, --) уходит (сказуемое, =) от меня].
Схема: ( А когда -- =), ←дурное уходит при каких условиях?←[ --, -- =].
Средства связи: а когда.
Вид придаточного: обстоятельственное условия.