Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня. Обозначьте или приставку, или корень. Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Задание 2. Определите образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Задание 4. а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите ошибки и объясните суть ошибки (указать лексическое значение).
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы можете исправить?
Задание 5. Распределите слова по трём группам по словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Задание 6. Выполните словообразовательный анализ слова перерыв.
На застеклённой веранде, утреннюю зарю, сломленным прутком,избалованный ребёнок, в стеклянном стакане, кованая лошадь,за занавешенным окном, решённую задачу, встревоженный голос, расстроенное лицо, под полотняным навесом, в соломенной корзиночек, посеянная рожь, квашеная капуста, клюквенный напиток, подкованная лошадь
ВерандЕ- на чём?(о ком, о чём?) Т.п.
ЗАрю-в корне зар\зор пишется буква а без ударения,а под ударением, та гласная которая слышится.
Прутком- так и пишется, прутком
СтаканЕ- в чём?(о ком, о чём?)Т.п
КорзиночкЕ- в чём?(о ком, о чём?) Т.п
РожЬ- 3скл., Жен.р.
Держи)
Со времени правления Чингисхана уже более семи столетий, но в мировой науке до сих пор нет единой оценки его личности. А писать портрет деятеля такого масштаба, каким являлся этот легендарный монгол, только черной или белой краской невозможно.
Как известно, и поныне его имя, как правило, сопровождается многими громкими титулами – Великий завоеватель, Потрясатель Вселенной, Владыка мира, Великий монгол. Восхождение Чингисхана на вершины власти поражает своей стремительностью, целенаправленностью и упорством, а пройденный им жизненный путь, без преувеличения, можно назвать феноменальным. В истории вряд ли еще можно найти пример того, как простой скотовод, занимавшийся прежде только охотой и уходом за животными, сокрушил бы десятки армий и государств, как неграмотный кочевник, никогда не видавший города и далекий от основ цивилизации, создал бы законы для пятидесяти народов. Недаром известный востоковед Гарольд Лэм, характеризуя империю Чингисхана, писал: «Эта империя, как бы волшебством вызванная из ничего, ставила в тупик историков… Мы не можем мерить его меркой нынешней цивилизации».