Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня. Обозначьте или приставку, или корень. Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Задание 2. Определите образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Задание 4. а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите ошибки и объясните суть ошибки (указать лексическое значение).
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы можете исправить?
Задание 5. Распределите слова по трём группам по словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Задание 6. Выполните словообразовательный анализ слова перерыв.
Вчера вечером мы с друзьями решили сходить в кинотеатр. Мы собрались около главного входа. Затем мы купили билеты, попкорн и заняли свои места. Вскоре свет погас и фильм начался. Два часа и 15 минут пролетели на одном дыхании. Попкорн закончился спустя пять минут после начала фильма, но нас это не смутило. После того как мы вышли на улицу мы всю дорогу обсуждали фильм. Весь вечер я думал только о нём даже ночью долго не мог заснуть. На следующий день мы рассказали всем одноклассникам про фильм и они тоже решили сходить, а мне так понравился фильм, что я тоже сходил на него уже второй раз.
Объяснение:
Объяснение:
1.
1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы.( Изъявит.)
2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы.(услов.)
3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.(.услов.)
4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.(повел.)
5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.(.изъяв.)
6.Вытрите пыль с письменного стола.(.повел.)
7.Пожар снежком не погасишь.(.изъяв.)
8.На печи не храбрись, а на поле не трусь.(повел.)
9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?(.услов.)
2. СРАЖАТЬСЯ - сражается, сражайся, сражался бы
ЛИКОВАТЬ - ликует, ликуй, ликовал бы
УЧИТЬ - учит, учи, учил бы
СТРОИТЬ - строит, строй, строил бы
3. Марс - ближайший сосед нашей Земли. Что бы вы увидели (условн.), если б побывали (условн.) там? Глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимается (изъяв.) ветер, начинаются (изъяв.) страшные пылевые бури. Ученые посылают (изъяв.) к нему автоматических разведчиков, чтобы они узнали (изъяв.) о жизни на этой планете.