Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
Мног...обещающий работник, трудн...доступная вершина, много... обещающий, но мало
делающий, диаметральн... против...положный вывод, (чисто) русский характер, (плохо)
скрываемое настроение, (абсолютно) искренний ответ, (безукоризненно) честный ученик,
(жизненно) важный во исконно) русский характер, (подлинно) научный подход, (резко)
отрицательное отношение, (смертельно)бледный человек, (рабски)покорный взгляд, (практически)
полезный вывод, (исторически) неизбежный факт, (фабрично) заводские рабочие, (историко)
архитектурный институт, (прем...ер) министр, (многообещающий, работник, (много) обещающий,
но (не) выполняющий своих обязательств, физико...математический проф...ль,
химико...технологический факультет, (социально) экономический профиль.
Задание 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
В лесу.
Мы подв...га...мся медле(нн. н)о шаг за шагом (в)брод (по)пере... (не)глубокой лесной
реч...нки. Мне (не)много жу...ко так как я (н...)чего даже воды (не)вижу но я (ни)чем (не)выдаю
страха. Наконец мы выход...м на песча(н, нн)ый берег (не)подалеку от лесной полянки.
Только теперь зам...чаю что ноч... (не)сколько поев...тлела и смутно вижу спину свое...о
спутника и какие(то) (не)ясные оч...ртания. Ноч... побледнела еще больше и от земли поднялся
туман. На его седом фоне ближайшие сосны (не)ясно вырисовываются своими пр...мыми голыми
ств...лами и в их (не)п...движности среди (ни)чем (не)наруша...мой тишины чу...ствуется что(то)
суровое. Внезапн... мой слух пор...жается стра(н,нн)ыми звуками и я невольно вздрагиваю. Это
какие(то) высокие необыкнове(н,нн)о звучные стоны издава...мые целыми десятками голосов. Я
н...как (не)могу опр...делить откуда они несутся (с)прав... (с)лев... (с)переди или (с)зади. Все
стихло и все вновь погрузилось в прежню... (не)возмутимую тишину. Вдру... мой спутник
наст...р...жился. Очевидно его изощре(н,нн)ый слух ул...вил какие(то) звуки но я как (н...)
пр...слушивался (н...)чего (н...) мог разл...чить. Мы ...делали еще около оди(н,нн)адцати
перебеж...к когда я наконец ра(с, сс)лышал играющего глух...ря. (По Куприну).
Задания для самоконтроля:
Выполните тестовые задания.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова, в суффиксах которых есть гласная Е.
1. Бегемот... к, ореш... к, лимонч... к.
2. Бель...цо, плать...це, пугов...ца.
3. Придирч...вый, эмал...вый, обидч...вый.
4. Отзывч...вый, стро...вой, расчёта...вый.
5. Покач...ваться, заноч...вать, выстук...вать.
Задание 2.Вставьте пропущенные буквы. В каждой строке подчеркните словосочетание, которое
можно считать «лишним».
1. Зва...ый обед, румя...ые щёки, жела...ый подарок.
2. Балова...ый ребёнок, плавле.. .ый сырок, нечая.. .ая встреча.
3. Берестя...ой короб, обстреля...ый окоп, дела...ая походка.
4. Варе.. .ый картофель, печё.. .ое в духовке яблоко, излома.. .ая линия.
Задание 3. От данных существительных образуйте прилагательные. Подчеркните прилагательные с
НН.
1. Сон, утка, лев.
2. Дорога, торжество, шерсть.
3. Голубь, вода, пламя.
Задание 4.От данных глаголов образуйте причастия, выделите в них суффиксы.
1. Взорвать, подарить, гладить.
2. Топить, пугать, принести.
3. Потерять, грузить, занавесить.
4. Желать, купить, жарить.
5. Развешать, чваниться, стричь.
Задание 5.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов.
1. Окова...ый, беспошли...ый, ране...ый.
2. Взъероше.. .ый, ветр.. .ый, гаше.. .ый.
3. Глуби...ый, ноше...ый, голуби...ый.
Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Одноимё...ый, грубосуко...ый, слабосолё...ый, свежеиспечё...ый, маловетре...ый.
Задание 7.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какой частью речи являются слова с
пропущенными буквами?
1. Сюжеты некоторых из этих произведений сложны и запута.. .ы.
2. Иногда во бывают искусственно запута.. .ы.
3. Он выражался как-то странно и запута.. .о.
(простое,повествовательное,невосклицательное,двусоставное,распространенное, осложнено однородными сказуемыми)
а потом сделай схему [подл.,второстеп., сказ.,],и[второстеп. и второстеп., сказ]
P.S. у каждого члена предложения в схеме свое обозначение, но я выразила словами т.к. на клавиатуре, на моем компьютере подчеркнуть слова невозможно!
1) Значение: описывает что-то неизведанное, неизвестное;
2) Однозначное;
3) Употреблено в прямом смысле;(посмотри предложение. т.е. контекст ещё)
4) Омонимов не имеет
5) Имеет синонимы: неизвестных, удивительных, неизведанных;
6) Имеет антонимы: изведанных;
7) Исконно русское слово ( от не ведать)
8) Является устаревшим
9) Входит в пассивный словарный запас
10) Употребляется преимущественно в литературной речи в повествовательном стиле речи
Скорби
1) Значение: грусть, тоска
2) Однозначное
3) Употреблено в прямом значении (посмотри предложение. т.е. контекст ещё)
4) Омонимов не имеет
5) Синонимы: грусти, печалься, уныние, тоска
6) Антонимы: радуйся, ликуй, торжествуй
7) Исконно русское слово ( от скорбь)
8) Общеупотребительное слово, но в основном употребляется в диалекте исконно-русского населения
9) Входит в активный словарный запас
10) Употребляется преимущественно в повествовательном стиле речи