ЗАДАНИЕ 1. Указать в предложениях значения ССП (Противопоставление, перечисление, чередование)
1) Утром моросил дождь, а вечером выпал первый снег.
2) Ослепительно сверкала усмешка, и озорно лучились глаза.
3) Мы окружили его, и игра завязалась.
4) То падал туман, то припускал косой крупный дождь.
5) Стоят брошенные сани, да навалена куча хвороста.
6) Он хотел было что-то возразить, да сжал губы.
ЗАДАНИЕ 2. Подчеркнуть грамматические основы предложений и обвести овалом сочинительные союзы. Указать, к какой группе по значению они относятся. Расставить недостающие знаки препинания, обозначить условия их выбора. Составить схемы предложений.
1) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. (А. Пушкин)
2) Я рано, а солнце уже гуляет по комнате. (И. Шмелёв)
3) Повернулся к дверям, да Рязанцев удержал. (В. Короленко)
4) Учение и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. (А. Чехов)
5) Ночь была полна глубокой тишиной, и темнота её казалась бархатной и тёплой. (А. Куприн)
6) То с ножки милой увязнет мокрый башмачок, / То выронит она платок. (А. Пушкин)
7) После обеда явилось солнце, и до вечера было прекрасно. (М. Пришвин)
8) Искусство — это праздник, и большой художник должен уметь в жизни увидеть всё здоровое, радостное, светлое. (В. Некрасов)
1. Яблоня, земля, имя, семья, песня — Все слова связаны тем, что в них есть буква «я», обозначающий звук [а]. Но в слове семья «я» стоит после «ь», из-за чего обозначает два звука: [й'] и [а].
2. Поле, шимпанзе, солнце, село, здоровья — Все слова в данной группе похожи тем, что все относятся к 2 склонению. Слово «здоровья» отличается от остальных своей формой — все слова стоят в начальной форме (ед. число, И. п.), а это — в Родительном падеже.
3. Урожай, кофе, мост, шоссе, орден — Все слова тут относятся к 2 склонению. Но слово «шоссе» отличается от остальных — слово среднего рода, а остальные мужского.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.