Задание 1
Укажите истинность или ложность вариантов ответа (да/нет):
__ в неопределённой форме пишется -ться
__ в глаголах всегда пишется -тся
__ -тся пишется в глаголах третьего лица
__ -тся пишется в неопределённой форме
Задание 2
Укажите истинность или ложность вариантов ответа (да/нет):
__ мы можем проверить написание глаголов во если в во есть мягкий знак, то и в глаголе он есть
__ мягкий знак пишется только в глаголах, которые отвечают на во что делать?"
__ -ся – это окончание глагола
Задание 3
В написании каких глаголов сделаны ошибки?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) купаться
2) купаеться
3) купаються
4) искупатся
Задание 4
В написании каких глаголов сделаны ошибки?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) получается
2) бодатся
3) кажется
4) извиватся
Задание 5
Выберите предложения, в которых глагол написан неправильно.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Что может получиться из такого скверного мальчишки?
2) У нас всё обязательно получиться!
3) У Маши не получится сегодня прийти на мероприятие.
4) У нас должен получится очень интересный проект.
Задание 6
Выберите предложение, в котором глагол написан с ошибкой.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Мы решили продвигаться вперед.
2) Вторая группа продвигаеться нам навстречу.
3) В этих горах путешественники продвигаются очень осторожно.
Задание 7
Выберите предложение, в котором глагол написан с ошибкой.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Валерий пообещал вернутся скоро.
2) Скоро из школы вернутся другие ученики.
3) С работы вернётся мой старший брат.
Задание #8
Отметьте глаголы, в которых на месте пропуска нужно вставить мягкий знак.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) обознат...ся
2) заблудят...ся
3) поднимают...ся
4) ошибат...ся
Задание 9
В каких пословицах сделаны ошибки?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Глаза боятся, а руки делают.
2) Грамоте учится всегда пригодится.
3) Как шьётся, так и носится.
4) Не плюй в колодец, пригодиться воды напится.
Задание 10
Какие пословицы записаны без ошибок?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Пролениться – и хлеба лишиться.
2) У него дело из рук валиться.
3) Не потрудится, так и хлеба не добится.
4) Пословица не на ветер молвится.
Итак, летние ночи посвящались(с) мечтательности, зимние -- чтению романов, -- и это среди мира, имевшего благоразумную привычку громко храпеть в это время! Какое противоречие(п) между Татьяною и окружающим ее миром! Татьяна (п) -- это редкий, прекрасный цветок(с), случайно выросший в расселине дикой скалы,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Эти(п) два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо больше идут(с) к Татьяне. Какие мотыльки(п), какие пчелы(п) могли знать(с) этот цветок или пленяться(с) им? Разве безобразные слепни(п), оводы(п) и жуки(п), вроде господ Пыхтина, Буянова, Петушкова и тому подобных? Повторяем: Татьяна(п) -- существо(с) исключительное, натура(с) глубокая, любящая, страстная.
Некоторые слова образованы от двух слов сложения: краснопёрка – красное перо, толстолобик – толстый лоб, черноспинка – чёрная спина.
Наиболее распространёнными являются такие корни, как -красн- (красная, краснопёрка), -мор- (мористый, моряна), -черн- (черни, черноспинка). Возможно, корни, называющие цвета, используются чаще при образовании диалектных слов потому, что красный и чёрный (наряду с белым) являются наиболее распространёнными цветами.
2. Диалектизмы, не имеющие общих корней со словами литературного языка (15 слов):берш, бабура, ерик, карамысик, кашкалдак, култук, чакан, чапура, чилим и др. Некоторые из этих слов являются заимствованными из других языков. Например, ерик, кашкалдак, култук – слова тюркского происхождения.
3. Диалектизмы, которые отличаются от слов литературного языка значением (4 слова). В этой группе представлены слова, которые совпадают по форме со словами литературного языка, но отличаются от них значением. Они образованы с метафоры (переноса по сходству).
Рассмотрим примеры: двор – ‘большое чистое водное пространство среди зарослей камыша’ [Устная речь астраханцев 2008: 20]; рынок – ‘место расхождения двух рек’ [там же: 55]; сало – ‘плавающие в воде небольшие льдинки, сгустившийся снег’ [там же: 56].
Так, слово двор имеет в литературном языке одно из значений ‘участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка’ [Ожегов 2005: 154]. Диалектное слово возникло на основе того, что водное пространство также является огороженным, только не с забора или домов, а с зарослей камыша.
Таким образом, больше всего слов среди диалектизмов – это слова, имеющие общие корни со словами литературного языка. Это говорит о том, что слова литературного языка и диалекта тесно связаны друг с другом и во многом имеют общее происхождение