Задание№ 1 Укажите номера предложениий, которые содержат правильные
утверждения.
1
Союз– это служебная часть речи, которая связывает однородные члены и части
сложных предложений.
2
Союз – это служебная часть речи, которая не изменяется и не является членом
предложения.
3
Союзы – это неизменяемые слова, которые указывают на предмет.
4
Подчинительные союзы - союзы, служащие для связи синтаксически неравноправных
единиц.
Задание№ 2 Укажите, в каких предложениях допущены ошибки в
правописании союзов и исправьте эти ошибки.
1
Но за чем же так беспокоиться?
2
Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком
людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера
3
От чего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
4
Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и
даже служить, ежеминутно был готов к его услугам.
Задание№3 . Укажите номера предложений, где выделенный союз «и» связывает части
сложносочинённого предложения, а не однородные члены. Вставьте
недостающие знаки препинания.
(Использованы отрывки из стихотворений Б.Пастернака и С.Есенина).
1 Мело весь месяц в феврале 2.Где, как обугленные груши,
И то и дело С деревьев тысячи грачей
Свеча горела на столе, Сорвутся в лужи и обрушат
Свеча горела. Сухую грусть на дно очей.
3 Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
бабушка пыталась его учить, но он сейчас же придумывал уловку:
— сейчас, сейчас, бабуся, я тебе вымою посуду.
и он тут же бежал на кухню мыть посуду. и старенькая бабушка забывала про учёбу и даже покупала ему подарки за в хозяйстве. а гогины родители были в длительной командировке и надеялись на бабушку. и конечно, не знали, что их сын до сих пор читать не научился. зато гога часто мыл пол и посуду, ходил за хлебом, и бабушка всячески хвалила его в письмах родителям. и читала ему вслух. а гога, устроившись поудобней на диване, слушал с закрытыми глазами. «а зачем мне учиться читать, — рассуждал он, — если бабушка мне вслух читает». он и не старался.
и в классе он увиливал как мог.
учительница ему говорит:
— прочти-ка вот здесь.
он делал вид, что читает, а сам рассказывал по памяти, что ему бабушка читала. учительница его останавливала. под смех класса он говорил:
— хотите, я лучше закрою форточку, чтобы не дуло.
или:
— у меня так кружится голова, что я сейчас, наверное,
он так искусно притворялся, что однажды учительница его к врачу послала. врач спросил:
— как здоровье?
— плохо, — сказал гога.
— что болит?
— всё.
— ну, тогда иди в класс.
— почему?
— потому что у тебя ничего не болит.
— а вы откуда знаете?
— а ты откуда знаешь? — засмеялся врач. и он слегка подтолкнул гогу к выходу. больным гога больше никогда не притворялся, но увиливать продолжал.
и старания одноклассников ни к чему не . сначала к нему машу-отличницу прикрепили.
— давай будем серьёзно учиться, — сказала ему маша.
— когда? — спросил гога.
— да хоть сейчас.
— сейчас я приду, — сказал гога.
и он ушёл и не вернулся.
потом к нему гришу-отличника прикрепили. они остались в классе. но как только гриша открыл букварь, гога полез под парту.
— ты куда? — спросил гриша.
— иди сюда, — позвал гога.
— зачем?
— а здесь нам никто мешать не будет.
— да ну тебя! — гриша, конечно, обиделся и сейчас же ушёл.
больше к нему никого не прикрепляли.
время шло. он увиливал.
приехали гогины родители и обнаружили, что их сын не может прочесть ни строчки. отец схватился за голову, а мать за книжку, которую она своему ребёнку.
— теперь я каждый вечер, — сказала она, — буду читать вслух эту замечательную книжку своему сыночку.
бабушка сказала:
— да, да, я тоже каждый вечер читала вслух гогочке интересные книжки.
но отец сказал:
— даже напрасно вы это делали. наш гогочка разленился до такой степени, что не может прочесть ни строчки. прошу всех удалиться на совещание.
и папа вместе с бабушкой и мамой удалились на совещание. а гога сначала заволновался по поводу совещания, а потом успокоился, когда мама стала ему читать из новой книжки. и даже заболтал ногами от удовольствия и чуть не сплюнул на ковёр.
но он не знал, что это было за совещание! что там постановили!
итак, мама прочла ему полторы страницы после совещания. а он, болтая ногами, наивно воображал, что так и будет дальше продолжаться. но когда мама остановилась на самом интересном месте, он опять заволновался.
а когда она протянула ему книгу, он ещё больше заволновался.
— а дальше читай сам, — сказала ему мама.
он сразу предложил:
— давай я тебе, мамочка, вымою посуду.
и он побежал мыть посуду.
но и после этого мама отказывалась читать.
он побежал к отцу.
отец строго сказал, чтобы он никогда больше не обращался к нему с такими просьбами.
он сунул книгу бабушке, но она зевнула и выронила её из рук. он поднял с пола книгу и опять отдал бабушке. но она опять выронила её из рук. нет, раньше она никогда так быстро не засыпала в своём кресле! «действительно ли, — думал гога, — она спит или ей на совещании поручили притворяться? » гога дёргал её, тормошил, но бабушка и не думала просыпаться.
а ему так хотелось узнать, что дальше происходит в этой книжке!
в отчаянии он сел на пол и стал рассматривать картинки. но по картинкам трудно было понять, что там дальше происходит.
он принёс книгу в класс. но одноклассники отказывались ему читать. даже мало того: маша тут же ушла, а гриша вызывающе полез под парту.
гога пристал к старшекласснику, но тот щёлкнул его по носу и засмеялся.
как дальше быть?
ведь он так никогда и не узнает, что дальше в книге написано, пока не прочтёт её.
оставалось учиться.
читать самому.
вот что значит совещание!
вот что значит общественность!
он вскорости прочёл всю книгу и много других книг, но по привычке никогда не забывал сходить за хлебом, вымыть пол или посуду.
вот что интересно!