Задание 1. Укажите примеры с вводными предложениями и выделите их знаками препинания: 1) Это осень ворвалась в родные места, хотя и в положенное время, но всё же как думал Андрей как-то внезапно и дерзко. 2) Всё это как рассказывали ужасно испугало князя до того, что он совершенно изменился характером и обратился в затворника. 3) Одни звёзды может быть знают, как свято человеческое горе. 4) Лес поредел, но дождь как на грех усилился. 5) Сквозь цветы и листья и колючие ветки я знаю старый дом глянет в сердце моё. 6) На собрание явились все а именно учителя и ученики. 7) Вся беда однако в том, что охота с гончей на лисиц не всегда удаётся. 8) Фельдшер Михаил Захарыч это был он тихо кашлянул м несмело вошёл в кабинет. 9) Кстати Вихров довольно рассеянно принял приятную новость. 10) Совсем недавно это было в середине мая пришло от отца письмо.
Задание 2. Выделенные слова в предложениях являются производными предлогами (укажите номер предложения и выпишите производный предлог, раскрыв скобки):
1) Спортсмены торопились (на) встречу с командой из соседнего лагеря. 2) (В) место, которое мы определили заранее, пришли ребята, отправляющиеся в поход. 3) Деньги поступили (на) счёт Фонда мира. 4) (Не) смотря на усталость, мы продолжили путь. 5) Хозяин вышел (на) встречу другу. 6) Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 7) (В) место девяти часов утра мы выехали в два. 8) Пианистка великолепно играла, (не) смотря на клавиши рояля. 9) Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка. 10) Мы говорили (на) счёт похода в горы.
Задание 3. Определите назывное, определённо-личное, неопределённо-личное предложения (надо указать только номер предложения):
1) Работа – великая сила. 2) В калитку постучали. 3) Солнце косыми лучами ложится на рожь. 4) Любуешься каждым облаком, плывущим по бледному и высокому небу. 5) Вот домик под толевой крышей. 6) На этот раз с нами был мальчик. 7) Леса учат человека понимать прекрасное. 8) Утром встаю в шесть утра. 9) Что новенького в газете пишут? 10) В хате кипит самовар.
В многоязычном обществе языки распределены между носителями — соответственно их этнической принадлежности: ср., например, современную Россию, где, помимо русских, живут татары, якуты, осетины и другие народы, каждый из которых является носителем своего родного языка. При этом надо учитывать, что соотношение языков и этносов — не взаимно-однозначное: с одной стороны, помимо своего родного языка, представители многих национальностей пользуются еще и другими языками, распространенными в данном социуме; с другой стороны, есть языки, например, суахили, которые «не имеют коррелята на этническом уровне, поскольку в Африке не существует автохтонного этноса, родным языком которого был бы суахили» [Рябова 1985: 107].
Констатация этого положения — вещь достаточно тривиальная. Но каково взаимоотношение и взаимодействие родных и вторых языков? В каких сферах и ситуациях общения они используются? Для ответа на подобные вопросы социолингвистика обращается к функционированию языков, т. е. к процессам речевого общения и к факторам, обусловливающим характер этих процессов.
Еще один пример. Описывая какой-либо национальный язык с точки зрения его социальной дифференциации, обычно констатируют наличие в нем (на том или ином синхронном срезе) определенных подсистем — литературной формы, территориальных диалектов, профессиональных и социальных жаргонов, городских койне и т. п. Эти подсистемы существуют не изолированно друг от друга, — они находятся в некоторых взаимоотношениях (в каких — вопрос, на который можно ответить лишь в результате исследования). Как пользуются этими подсистемами говорящие? Каково их функциональное соотношение (хотя бы на том же самом синхронном срезе, который имеется в виду при разграничении подсистем)? Давая ответы на эти вопросы, мы переходим от статики, характеризующей социальную дифференциацию языка, к динамике функционирования составляющих этот язык подсистем.