Задание 12 • Спишите отрывок из произведения Абая. Расставьте знаки препинания.
• Подчеркните союзы, определите типы союзов.
Повторите правила пунктуации в сложносочиненных предложениях, исполь
зуйте материалы рубрики “Консультация".
Известно что наукой овладевает тот кто испытывает жажду по-
знания. Но одного стремления тут мало. Даже сам процесс приоб.
ретения знаний должен быть подчинён определённой системе. В
противном случае поиски могут оказаться напрасными.
Во-первых, ты должен точно уяснить, для чего тебе необходима
наука. Не для обогащения или приобретения каких-нибудь мир-
ских благ стремись к науке. Если ты страстно увлечён ею то бо-
гатством для тебя явится каждое твое открытие устранение самого
незначительного пробела в твоих знаниях. Нет ничего ценнее такого
приобретения. И не бывает на свете наслаждения выше того которое
ты испытал при этом. У тебя родилась любовь к науке а она как
и всякая любовь ненасытна значит ты идёшь на новый труд и
поиски. Эта любовь иными словами жажда познания тебе
запомнить увиденное и услышанное усвоить их и закрепить в своей
памяти в ясных образных художественных формах.
Охранять, беречь – все это только слова. До дела редко руки доходят. Охранять умеют немногие, а если умеют, то уж по-настоящему.
Бывали ли вы когда-нибудь в лесу? Конечно, бывали. Я не могу ошибиться в этом. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сколько леса сгорает ежегодно от неправильного поведения в нем! Ведь правильно гласит известная поговорка: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев» . Да и не только спички делают из дерева. Взять, например, ель. У нее используют верхушку и сучья, хвою и кору, ствол и часть, остающихся после сруба – пень. Все это используют в разных отраслях нашей промышленности. Из частей ели делают лекарства, мебель, доски, пенопласт и многое другое, всего не перечислить.
Но человек не всегда умело использует ресурсы леса. Как объяснить тот факт, что ежегодно на свалках гниют миллионы га леса?
А каково состояние самих лесов? Кругом консервные банки, битое стекло, разные железки. Некоторые туристы забывают потушить костер. Хорошо, если в этом лесу дежурит зеленый патруль. Патруль этот вовремя подоспеет и предотвратит пожар. А если такого патруля в этом лесу и в помине нет?
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что зеленые насаждения служат надежной защитой от атмосферных загрязнений, это одно из важнейших средств оптимизации условий проживания в городах. Деревья – своего рода санитары. Исследованиями доказано, что в воздухе городского района, отделенного от завода лесной полосой, на четырнадцать процентов меньше сернистого газа, чем в воздухе до этой полосы, окиси углерода – на тридцать семь процентов, фенола – на тридцать шесть.
По тому, как мы относимся к насаждениям, можно судить он нашем культурном уровне. Мы не осознаем, что город – наш общий дом, и только сообща можем навести в нем порядок.
Многими тысячами исчисляется количество деревьев и кустарников, высаженных на улицах города. Но всегда ли мы замечаем, как чахнет под нашим окном молодое деревце, не политое вовремя, как затаптывается кустарник пешеходами и автомобилями? А как было бы прекрасно, если бы взрослые с детьми взяли под опеку насаждения во дворах, под окнами. Какой это был бы урок воспитания любви к природе, ственности перед ней!
Объяснение:
А.С.Пушкин. "Дубровский"
1.Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою,что тот упал, и, / схватив чернильницу /, пустил ею в заседателя.
2.Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него,
/ развалившись по диванам и куря из его янтарей /, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека.
3.Товарищи, / заметя его беспокойство /, ушли.
4. Владимир, / оставшись один /, написал об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тургенев " Отцы и дети"
5. — Перестань повторил он еще раз, /невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы /.
6. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, / то слегка вздымаясь/ , / то опускаясь снова/ ; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, / напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени/.
7.Аркадий глядел, глядел, и, / понемногу ослабевая/ , исчезали его размышления.
Достоевский " Преступление и наказание".
8.Старуха как бы в раздумье, потом отступила в сторону и, / указывая на дверь в комнату /, произнесла, / пропуская гостя вперед/ : -- Пройдите, батюшка.
9.Он шел по тротуару как пьяный, /не замечая прохожих и сталкиваясь с ними / , и опомнился уже в следующей улице.
10.Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, /друг друга поддерживая и ругая/, взбирались на улицу.
11. / Долго не думая/ , Раскольников тотчас же спустился вниз.
Деепричастные обороты выделены // и жирным шрифтом.
Подробнее - на -