Задание 18. Исправьте алогизмы, обусловленные неправильным употреблением однородных членов предложения. 1. Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удоч-ками и другим спортинвентарем. 2. В кювете обнаружены две пуговицы: од-на женская и одна черная. 3. Кроме огрызка малосольного огурца, докумен-тов у задержанного не обнаружено. 4. Бурдина находилась в сильной степе-ни опьянения и, кроме того, направлялась в больницу на стационарное лече-ние. 5. При осмотре трупа никаких следов насилия, кроме свидетельства о браке, не обнаружено. 6. Обвиняемый Склонов имеет жену, головную боль и ревматизм.
думай сам
Объяснение:
Алогизмы возникают также в результате объединения в качестве однородных членов предложения слов, обозначающих родовые и видовые понятия:
За последнюю пятилетку в районе построены две школы, больница, клуб, кинотеатр, культурно-просветительные учреждения (понятия «клуб» и «кинотеатр» включаются в понятие «культурно-просветительные учреждения»).
Нельзя объединить как однородные члены предложения слова, выражающие пересекающиеся понятия: родители и взрослые, юноши и молодежь, дети и школьники. Однако некоторые сочетания, вопреки правилам логики, закрепились в языке как нормативные: пионеры и школьники, фестиваль молодежи и студентов, искусство и литература и др.
При группировке однородных членов предложения, их попарном объединении слова следует подбирать или по признаку смежности, сходства, или в стилистических целях по принципу контраста:
В школе он увлекался историей и литературой, физикой и
математикой;
Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой (А. Пушкин).
Логически неправильно построено предложение:
В субботнике приняли участие взрослые и ученики, дети и учителя. Однородные члены в данном случае можно сгруппировать следующим образом: взрослые и дети, учителя и ученики.
Важным условием логичности речи является точное и непротиворечивое выражение языковыми средствами связей и отношений между частями предложения, а также между отдельными предложениями в целом тексте.
Используемые в качестве языковых средств выражения связи лексические повторы, местоимения, служебные слова (предлоги, союзы), частицы, вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, следовательно, значит и др.) должны соответствовать характеру смысловых отношений между частями предложения или отдельными предложениями, подчеркивать единство и последовательность мысли, целостность содержания, конкретизировать характер отношений между высказываниями.
Возьмем, к примеру, следующий отрывок из рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой»:
Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие. Но больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разгорались все сильнее...
Союзы в этом отрывке связывают предложения в единый логически организованный текст, в котором эти предложения могут быть расположены только в таком порядке. Если устранить союзы, смысл отрывка в общем сохранится, но логико-смысловые отношения между ними ослабеют, единство текста нарушится.
Логичность речи тесно связана с порядком слов и интонацией, т.е. со средствами выражения актуального членения высказывания. Логика развития мысли требует движения от известного к неизвестному, новому. В речи данная логическая закономерность проявляется в смысловом членении высказывания на два компонента: тему (исходный пункт высказывания, данное, известное из предыдущего контекста или ситуации) и рему (коммуникативный центр высказывания, сообщающий что-то новое). Тема располагается обычно в начале предложения и выделяется повышением тона, а рема - в конце и выделяется с фразового ударения. Фразовое ударение может передвигаться с одного слова на другое, подчеркивая информативно значимый компонент и соответственно придавая разный смысл высказыванию.
Сравни одинаковые по синтаксической структуре предложения: Вечером приехал брат - Вечером приехал брат - Вечером приехал брат.
Порядок слов в предложении определяется коммуникативным заданием сообщения:
Золотая рожь (золотая - определение, предложение односоставное, номинативное) - Рожь золотая (золотая - сказуемое, предложение двусоставное).
При разном порядке слов смысл предложения и его коммуникативное задание различны: Тополь перерос клен - Клен перерос тополь.
При построении высказывания необходимо следить за тем, чтобы не нарушались семантические связи между частями предложений и отдельными предложениями, не искажался смысл, не возникала амфиболия. Неудачный порядок слов затрудняет быстрое восприятие мысли; например:
Комиссия на филологическом факультете отметила хорошую подготовку студентов, а в предложениях типа Павел Власов предрекает гибель старому строю с позиций пролетариата с его физической одряхлелостью приводит к искажению смысла: получается, что физическая одряхлелость свойственна пролетариату, а не старому строю.
Контрольные вопросы и задания
•Почему грамотная литературная речь должна быть логичной?
•
Назовите и охарактеризуйте основные виды логичности.
•Перечислите условия логичности.
•Какие законы логики важно соблюдать при построении высказывания? Расскажите об этих законах.
•Назовите лингвистические условия логичности речи.
•Что такое амфиболия?