Задание 2. Найдите в тексте предложения с причастными и деепричастными оборотами (не менее трех), трансформируйте их в СПП.
Задание 3. Выпишите из текста не менее 3 СПП (определите их вид) и трансформируйте их в ПП.
Овладение основами любой профессии начинается с усвоения профессиональных знаний и решения профессиональных задач, т.е. овладения языком специальности.
Язык специальности - это функциональная разновидность литературного языка, которая предназначена для представителей определенной отрасли производства, профессии, рода занятий.
Ученые считают, что «языком специальности» является совокупность всех языковых средств, которыми пользуются в профессионально ограниченной сфере коммуникации с целью обеспечения взаимопонимания между людьми, которые работают в этой сфере. Особенности языка предопределяют цель, ситуация профессионального общения, личностные черты коммуникантов (языковая компетенция, возраст, образование, уровень интеллектуального развития). В зависимости от ситуации и цели выделяются разнообразные языковые средства: лексические, грамматические, фразеологические.
Все лексические единицы профессиональных текстов делятся на четыре разновидности:
1) определенные отрасли, имеющие собственную дефиницию;
2) общенаучные межотраслевые терминологические единицы (по философии, политологии, математике, филологии и т.д.);
3) профессионализмы;
4) профессиональные жаргоны;
Владеть языком специальности - это:
• свободно пользоваться всем богатством лексических средств по специальности;
• придерживаться грамматических, лексических, стилистических, акцентологических и других норм профессионального общения;
• знать специальную терминологию, специфические наименования соответствующей профессиональной сферы;
• использовать все эти знания на практике, уместно сочетая вербальные и невербальные средства общения.
Итак, язык специальности – это, прежде всего, терминология (присущая той или иной области науки, техники, искусства) и профессионализмы. Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной сферы общения в науке, производстве, технике, в конкретной области знаний. Профессионализм - слово или выражение, употребляемое в определенной профессиональной среде. Профессионализмы свойственны языку определенной профессиональной группы.
Настоящий специалист – это специалист, который имеет сложившуюся языковую, речевую и коммуникативную компетенции. Языковая профессиональная компетенция представляет собой сумму систематизированных знаний о нормах и правилах литературного языка, по которым строятся правильные языковые конструкции, связанные со специальностью. Речевая профессиональная компетенция - это система умений и навыков использования знаний профессионального общения для передачи определенной информации. Основываясь на языковой компетенции, она выражается в усвоении устной и письменной форм литературного языка, богатством ее выразительных средств. Коммуникативная профессионально ориентированная компетенция – это система знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного общения. Коммуникабельный специалист, обладая суммой знаний о языке, вербальными и невербальными средствами общения, культурой речи, национальным своеобразием, легко адаптируется в любом профессиональном сообществе.
стучит
1. Стучит - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
2. Начальная форма у глагола - это неопределенная форма: что делать? - стучать.
3. Глагол II спряжения, т.к. оканчание -ит под ударением.
4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу - что делать?
5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу - что делает? и окончанию -ит.
6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить - дятел стучит - он стучит.
7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит.
досмотрите
1. Досмотрите - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
2. Начальная форма - неопределенная форма - что сделать? - досмотреть.
3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу - что сделаете?
5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию -ите.
6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию -ите и местоимению: вы досмотрите.
7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите.
узнала
1. Узнала - глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
2. Начальная форма - неопределенная форма - что сделать? - узнать.
3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу - что сделать?
5. Глагол стоит в форме времени, определяю по вопросу - что сделала?
6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию -а.
7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала.
Завывает-глаг.
I (Что делает?) завывает
Н.ф: завывать
II Пост. пр: 1спр., несовершен. вида.
Непост. пр: наст., время, 3 лицо, ед.ч.
III (Что делает?) завывает-сказуемое