Задание 2. Определите коммуникативный тип предложений из произведений А.Твардовского.
1 повествовательное
2 во побудительное
1) Свой! – переглянулись.
2) Что ж, за чем же остановка?
3) Праздник близок, мать-Россия, Оберни на запад взгляд: Далеко ушел Василий, Вася Теркин, твой солдат. 4) Две войны солдат Целый невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой.
5) Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь, вроде?..
6) Вдруг – сигнал за поворотом.
7) Дверцу выбросил шофер. Тормозит: 8) – Садись, пехота.
Инструкция
1
Знакомство со схемами на уроках русского языка у школьников происходит в пятом классе, когда они изучают прямую речь. Учащиеся должны отобразить в схеме границы слов автора и непосредственно прямой речи. По ней будет видно, какие знаки препинания и где нужно поставить в предложении. Так если предложение начинается со слов автора, а далее уже следует чужая речь, то нужно составить такую схему: А: «П?» . Обратите внимание, что прямая речь всегда пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
2
Далее школьники знакомятся с простыми и сложными предложениями, и опять возникает необходимость составления схемы. В них отражается количество простых предложений в составе сложного, их связи (при союзов или без них) , последовательность и подчиненность придаточного от главного. Например, к сложноподчиненному предложению «Путешественники быстро достигли вершины, которая была покрыта снегом» схема должна быть такой: [ ], ( ).
3
Имейте в виду, что в сложноподчиненных предложениях каждое отдельное предложение - самостоятельное, не зависит от другого. В схеме они обозначаются квадратными скобками. А вот сложноподчиненное состоит из главного и придаточного (или нескольких придаточных) , которые обозначены круглыми скобками.
4
По схеме можно также сказать о количестве главных членов предложения, т. е. будет оно односоставным или двусоставным. Подлежащее графически обозначается одной чертой, а сказуемое - двумя. Поэтому сразу видно наличие в предложении одного или двух главных членов.
5
Составляя схему, не забудьте отразить в ней наличие однородных членов, если таковые имеются. Их, как правило, заключают в кружок или подчеркивают в соответствии с условными обозначениями: определение - волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - прерывистой линией и точкой.
6
Если вы усвоите навык составления схем к предложениям, то избавитесь от ошибок в постановке знаков препинания.