Задание 2. Прочитай внимательно информацию, делая заметки по ее содержанию. Используя свои заметки, перескажи (письменно) содержание прочитанного текста.
Текст для прочтения.
Гроза зарождается в тёмных грозовых облаках или тучах, которые иногда собираются в небе в
конце жаркого летнего дня. Грозы на земле распределены неравномерно. Например, в Арктике гроза
бывает раз в несколько лет. В умеренном поясе в каждом отдельном пункте в год бывает несколько
десятков дней с грозами. В отдельных районах земли – мировых центрах гроз (Индонезии, Центральной
Америке и др.) – число дней в году с грозами может быть больше двухсот. На острове Ява (Индонезия)
среднее число грозовых дней в году – 220. Может ли гроза продолжаться в течение 12 часов? Среднее
время грозы – около часа, но в тропиках или, например, в горах Кавказа гроза может продолжаться 12-
13 часов. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом, и от этого
образуются электрические разряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества-
молнией. Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с
оглушительным грохотом! Этот грохот называется-гром.
Когда по воле Петра вся знать потянулась в Петербург, северный парадиз не пришелся по вкусу старым дворянским родам. Сердца их рвались обратно, в родное московское приволье.
Блестящие вельможи, выйдя в отставку или попав в немилость, немедля селились в Москве и доживали тут свои дни в роскоши и полнейшем бездействии. Москва становилась ворчливой оппозицией Петербургу. Екатерина называла ее республикой и заботилась о том, чтобы сохранять с ней добрые отношения.
Дети богатейших московских вельмож составляли основу гвардии, той самой гвардии, которая возводила на трон и свергала с трона российских государей.
Москва XVIII века. Это был единственный в мире город-усадьба. Извилисто текла еще не закованная в трубы Неглинка, образуя великие болотца, пруды и застойные лужи. Грязь убирали лениво, что возникновению знаменитой чумы, опустошившей город в 70-е годы, во время борьбы с которой так отличился Григорий Орлов.
Но зато не было проклятой петербургской тесноты.
Великолепны раздольные подмосковные усадьбы – юсуповское Архангельское, панинское Марфино, шереметевское Останкино, и столь же привольны городские дворцы-усадьбы с такими же обширными парками за чугунными оградами, с домашними церквями... Все это с деревянными лачугами с завалинками и огородами.
Древний Кремль, гордость москвичей, был, увы, в запустении. Он просыпался только во времена коронаций. И вновь погружался в вековой сон, нарушаемый лишь московскими пожарами.
Как горела тогда Москва! В 1701 году великий пожар сжег Кремль. Петр занимался строительством Петербурга, и было ему не до ненавистной московской старины. И обгорелые стены кремлевских дворцов угрюмо зияли черными провалами.
В 1737 году новый страшный пожар обрушился на Москву. Пожар вспыхнул от свечки перед иконой и остался в пословице «Москва от копеечной свечки сгорела...».
Наконец богомольная Елизавета, столь любившая первопрестольную, где провела она свои девичьи годы, где, по преданию, венчалась с Алексеем Разумовским и где живала часто в великолепном его дворце, обращает свои взоры на разрушенный Кремль. И, к ужасу ревнителей московской старины, повелевает иноземцу Растрелли разобрать обветшавшие здания и построить дворец. Он построил для Елизаветы в Кремле неудобный зимний дворец, который царица не любила и в котором никогда не жила...
Екатерина пошла в своих заботах о Кремле еще дальше. В 1773 году был заложен гигантский дворец по проекту Баженова. Он должен был охватить весь Кремль, но, к счастью, истощенная пугачевским бунтом и войною казна не дала возможности осуществить это...
Последствия внимания Екатерины были страшны: уничтожение еще крепких старых зданий приказов, знаменитого запасного дворца, где когда-то помещались хоромы Самозванца, снос Тайницкой башни, палат Трубецких, церкви Козьмы и Дамиана, дворцов духовенства.
По планировке 1775 года была расчищена Красная площадь, сломаны старый Гостиный и Посольский дворы, уничтожены стены, ворота и рвы Белого и Земляного городов...
ответ: подлежащее (-) и сказуемое (=) - грамматическая основа предложения.
Пример: Солнце (-) осветило (=) крыши домов.
Вопрос 2. Как называется член предложения, отвечающий на вопросы Где? Когда? Куда?
ответ: обстоятельство (подчеркивается _._._)
Пример: Я зашёл (куда?) за угол (_._._).
3. Перечислите все вопросы сказуемого.
время: что делал? /что делала? /что делало?/что сделал?/ что сделала? /что сделало?
Настоящее время: что делает? /что делают? /что делаешь? /что делаете? /что делаю?
Будущее время: что сделает?/ что сделают/ что сделаешь?/ что сделаете?/ что сделаю/ что будем делать?
Вопрос 4. Какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространёнными?
ответ: распространенные предложения кроме главных членов имеют второстепенные (дополнения, обстоятельства, определения), а нераспространенные состоит только из подлежащего и сказуемого.
Пример: Травка зеленела (нераспространенное)
Травка зеленел на лужайке (распространенное).
Вопрос 5: Какие предложения являются двусоставными?
ответ: содержащие как подлежащее, так и сказуемое.
Пример: Самолет (-) летел (=) в небе.
Вопрос 6. Чем может быть осложнено простое предложение?
ответ: однородными членами предложения (На землю спустилась тихая, летняя ночь); причастным оборотом (трава, зеленевшая на лужайке, была влажной от росы); деепричастным оборотом (я отправился на речку, спросив разрешение у родителей); вводными словами (словом, поторопились мы с выводами).
Вопрос 7. Какой оборот называется обособленным определением?
ответ: обособленное определение отвечает на вопрос какая?/какое?/какие?/какой? и выделяются интонацией и запятыми.
Пример: УСТАЛЫЙ, он не мог идти дальше./Небо, ПОЛНОЕ ГРОЗОЮ, трепетало в зарницах.
Вопрос 8. Приведите пример вопроса косвенного падежа.
ответ: косвенный падеж→любой, кроме именительного.
Пример: (КОГО?→зайца; КОМУ? → кошке; О КОМ?→ о балерине).
Вопрос 9. Чем различаются простые и сложные предложения?
Простое предложение → одна грамматическая основа (ребёнок (-) играл (=) на улице).
Сложное предложение → более двух грамматических основ (травка (-) зеленеет (=), солнышко (-) блестит (=)).
Вопрос 10. Перечислите второстепенные члены предложения?
ответ: 1) определение (ЯРКАЯ (~), КРАСИВАЯ (~) игрушка лежала в песочнице);
2) обстоятельство (он ехал через ГОРЫ (_._._), РАВНИНЫ (_._._), ПОЛЯ (_._._), ЛЕСА (_._._).
3) дополнение (я взял КНИГУ (_ _ _), лежавшую на полке).