Задание 2. Прочитай внимательно информацию, делая заметки по ее содержанию. Используя свои заметки, перескажи (письменно) содержание прочитанного текста.
Текст для прочтения.
Гроза зарождается в тёмных грозовых облаках или тучах, которые иногда собираются в небе в
конце жаркого летнего дня. Грозы на земле распределены неравномерно. Например, в Арктике гроза
бывает раз в несколько лет. В умеренном поясе в каждом отдельном пункте в год бывает несколько
десятков дней с грозами. В отдельных районах земли – мировых центрах гроз (Индонезии, Центральной
Америке и др.) – число дней в году с грозами может быть больше двухсот. На острове Ява (Индонезия)
среднее число грозовых дней в году – 220. Может ли гроза продолжаться в течение 12 часов? Среднее
время грозы – около часа, но в тропиках или, например, в горах Кавказа гроза может продолжаться 12-
13 часов. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом, и от этого
образуются электрические разряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества-
молнией. Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с
оглушительным грохотом! Этот грохот называется-гром.
вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.
проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.
данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих писателей 19 и 20 веков. волнует она и нас, поколение 21 века. и, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. в комедии а. с. грибоедова «горе от ума» чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, идей века минувшего.
в пьесе а. н. островского «гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. поэт лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. например, в романе и. с. тургенева «отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. в произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. точку зрения детей в романе отстаивает только базаров. аркадий кирсанов, ровесник по возрасту евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. базаров — нигилист. он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. но самыми трагичными в романе являются страницы, где тургенев рассказывает о взаимоотношениях базарова с отцом. преданность идее заставляет евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. и только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. отторгая родительский дом, евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. и этим обедняет себя душевно и нравственно.
но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. а молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. а выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё и интересами. а молодёжи есть чему поучиться у старших. а кто лучше, старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ. просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. мы другие. а чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.