Задание 2. Прочитайте текст и кратко ответьте на вопросы.
Сын речного бога Нарцисс был юношей самовлюбленным и обладал холодным сердцем. Много прекрасных девушек он пленил своей красотой, но ни в одну не был влюблен сам. Так и нимфа Эхо страдала от неразделенной любви к Нарциссу, он прогнал и отверг ее. Поняв, что ей суждено вечное страдание, прекрасная нимфа ушла в горы, там и умерла от тоски. Увидев это, Немезида - богиня возмездия, решила покарать высокомерного юношу. Она предрекла ему неразделенную любовь... к самому себе. Однажды, увидев вновь свое отражение в ручье, Нарцисс влюбился. Он не мог ни спать, ни есть, лишь часами сидел у ручья, боясь отойти, чтобы не потерять из виду свое отражение. От безысходности и печали Нарцисс умер, а на этом месте вырос прекрасный цветок с поникшей головой.
1. Запишите ключевые слова (3-4), отражающие основную информацию текста.
2. Сформулируйте заголовок, отражающий основную мысль текста.
3. Разделите текст на микротемы и составьте простой план, отразив идеи абзацев
4. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
5. Спишите предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Немезида – богиня возмездия.
С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.
ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность.
Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 – общее назначение (функция) предмета; 2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности) , их назначение и работа.
ТВОРЧЕСКИЕ описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.
При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.
Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т. д.) , потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.