Задание 233 • Прочитайте отрывок из повести “Гобсек”. Определите образные языковые средства
описания портрета, с которых образ ростовщика предстает перед читате-
лями так ярко и живо. Охарактеризуйте характер героя повести по его описанию.
• Определите, какой частью речи выражена именная часть составных именных ска-
зуемых. Какую функцию они выполняют при описании внешности?
Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда ак-
куратно причесанные ис сильной проседью пепельно-серые. Черты
лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми
из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без
ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим
козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, из-
рытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у
алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу.
Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его
был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени
или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные.
К названным видам фонетических заданий добавим очень важное, на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения.
Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить работу разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.
Упражнение выполняется так:
Учитель орфоэпически читает знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.
Учащиеся так же орфоэпически вслух повторяют ее, чтобы запомнить.
Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово.
Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга. Выберите вариант, на Ваш взгляд, более удачный.)
Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, ставят ударение.
«Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено. Вот так будет выглядеть запись в тетради:
Дополнительно можно просить посчитать, сколько в том или ином слове всего звуков, сколько среди них гласных, сколько согласных; пусть определят, какой звук идет после согласного – согласный или гласный и т.п. Если в диктуемой вами строке есть предлоги или другие слова », их нужно писать отдельно; если при этом предлог без гласного, пусть записывают его короткой черточкой»
Вдали виден лес — в дали голубой скрылся пароход
Ввысь поднимается дым — в высь небесную взлетел голубь
Ввек не забыть мне друга — в век электроники
Внакидку носит пальто — в накидку из парчи одета
Вовремя прийти — во время летнего отпуска
Кверху поднять голову — к верху палатки прикрепить флажок
Налицо были ошибки — на лицо упала прядь волос
Назавтра будет веселье — на завтра перенести совещание
Наверх подняться — на верх горы взобраться.
В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, всё-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжёлые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы мало-помалу продвигались вперёд. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек не было так же, как и днём. Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте, где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось, по-видимому, недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жёрдочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчёт наш оправдался и мы впору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память.