Задание 3. Про самое слово СЛОВО в словаре Даля полторы страницы (три полных столбца!). Слово не только «сочетание звуков, составляющих
одно целое, которое по себе, означает предмет или понятие, речение». В каких
еще значениях употребляетсяя слово «СЛОВО»?
как снег на голову - неожиданно
намылить шею - проучить, наказать
убить двух зайцев - преуспеть сразу в двух нескольких делах
пуд соли съесть - хорошо узнать кого-то, через много пройти
выеденного яйца не стоит - не имеет значения, не оправдывает усилия
как за каменной стеной - под хорошей защитой
как собака на сене - о том, кто сам не делает и другим не дает
сказка про белого бычка - длинная история
дрожит как осиновый лист - боится
деревянный - с двумя "н" т к исключение
глиняный - с одной "н" т к суффикс "ян"
каменный - с двумя "Н" т к основа на "н" + суффикс "н"
Проблема актуальна всегда, потому что человек остается человеком, он испытывает разные чувства и по-разному их выражает. Герои фрагмента учились в одной школе, они стоят на пороге перемен, которые могут принести даже гибель, потому что страна переживает тяжелое время: началась война. Автор, рассказывая о Павлике, которого провожали на призывной пункт, подчеркивает, что его не баловали и растили по-спартански, поэтому он не привык выражать словами свои нежные чувства. Он перед отъездом отдал самые дорогие вещи своим друзьям. Отдал без лишних слов. Точно так же поступил затем Оська. Герои не говорили о своих чувствах – просто то, что они отдают друзьям свои «сокровища», говорило о многом.
Позиция автора выражена прямо: он объясняет это тем, что их «растили на жестоком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов». Они говорили просто: предметами, которые могут пригодиться. С их они показывали, что чтят ту дружбу, которая была, поэтому отдают самое ценное своему товарищу. Я согласна с мнением автора, что чувства можно выражать не только словами. Иногда поступки, действия, взгляды бывают красноречивее слов. «Лучше слов порою взгляды говорят», - пела когда-то Л.Гурченко. Вспомним героиню романа А.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяну. Девушка, полюбив главного героя, пишет ему письмо. Она не в силах держать свои чувства – она непременно должна поделиться. Ее даже не интересует, прилично ли это. Она поступает, как герои романов, которые она читала, те влюблялись и писали письма. Она поступила так же.
А герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, когда узнал, что Вера уезжает, бросается навстречу. «Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку!».Загнав коня, он «упал на мокрую траву и как ребенок заплакал».Внешне холодный, Печорин испытывает самые сильные чувства и выражает их по-своему. Вспоминая потом свое состояние, он приходит к выводу, что человеческие проявления еще не оставили его.
И герои анализируемого фрагменты понимают, что они могли бы сказать о многом, та «барахольная возня» могла показаться кому-то мелкой, но это было не так: герои не говорили « серьезных и высоких слов» в тяжелую минуту расставанья, возможно, навечно – они свои чувства выражали «простыми грубыми предметами»: шапкой, рефлектором, кофемолкой. Чувства, конечно, были, но не привыкли друзья бросаться ими.