Задание 3А. Спишите сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.
1 Усилия по цифровизации экономики пр…водят к созданию нового
общества в котором активно развива…тся человеческий капитал знания и
навыки будущего воспитываются с юных лет повышаются э…ективность и
скорость работы бизнеса за счет автоматизации и новых технологий. 2 В
Госпрогра…е отмечается что доступность ИКТ явля…тся фундам…нтом
для построения цифровой экономики что без совреме…ой телеко…
уникацио…ой инфр…структуры невозможно укрепление Казахстана в
мировом экономическом и информацио…ом пр…странстве. 3 Програ…а
пр…дполага…т р…ализацию комплекса взаимосвяза…ых мер которые
необходимо реализовать для достижения ключевой амбициозной цели
создания инновацио…ой экономики вхождения в тридцатку развитых
стран пр…образования общества и произво…ства таким образом чтобы
не оста…ся за бортом совреме…ого технического мира. 4
Обрабатывающая промышле…ость отр…сль экономики процветание
которой является одним из важнейших условий устойчивого развития
Казахстана обрабатывающие отрасли формируют спрос на высок…
технологические услуги создают рабочие места. 5 Цифровые пр…
образования в отр…слях экономики пре…ставляют собой концепцию
организац…и производства где дополнительная це…ость обеспечива…тся
интеграц…ей физических об…ектов проце…ов и цифровых технологий
при которой в р…жиме реального времени осуществля…тся м…н…торинг физических проце…ов происход…т взаимодействие машин между
собой и людьми. 6 Пр…дполага…тся что в ближайшие десять лет пр…
влекательность электро…ой торговли возр…стет за счет ряда качестве…
ых изменений среди которых отмеча…тся повышение э…ективности
доставки за счет использования новых кл…ентской аналитики
ра…ширения а…ортимента товаров и роста п…пулярности м…бильной
ко…ерции.
главное слово требуЕт от зависИмого КАКОЙ-ТО одной конкретной формы называется управленИЕм. При управлении как БЫ НЕ МЕНЯЛАСЬ форма
главного слова зависимое как стойкий оловяННый сОлдатик остается НЕ измеННым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.
слова управлять колИчеством его потенциальных «подчинеННых» и форма которой потребуЕт ОТ них «начальник» тесно связаНы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика НЕвозможны унИвЕрсальные схемы; какой ИМЕННО о окажЕтся модель управления данНого слова прИходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту инфОрмацию. Если ЖЕ возникают сОмнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, — нужно обратитЬся к словарю.
15: Согласно приказу, решению, наблюдению, плану, расписанию (дательный падеж) ; по несколько раз (дательный) , двенадцать часов (предложный) , окончанию института (винительный) , приезда, болезни; скучать по нему, ним, вам (дательный) ; вопреки предостережению, надежде, желанию (дательный) .
Иностранцы, изучающие русский язык, никак не могут понять, почему по-русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть — на кого (на что), а любоваться — кем (чем). Никакие объяснения тут не придется просто выучить наизусть, какую форму существительного «любит» каждый из этих близких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь, при которой главное слово требует от зависимого какой-то одной конкретной формы, называется управлением. При управлении как бы ни менялась форма главного слова, зависимое, как стойкий оловянный солдатик, остается неизменным: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.
слова управлять, количество его потенциальных «подчиненных» и форма, которой потребует от них «начальник», тесно связаны с лексическим значением управляющего слова. А там, где царит лексика, невозможны универсальные схемы; какой именно окажется модель управления данного слова, приходится просто помнить. И все мы, носители языка, храним в памяти эту информацию. Если же возникают сомнения, как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, — нужно обратиться к словарю.
1. Озаглавьте текст: «Начальник» и «подчиненный»
2. Докажите, что это текст.
Признаки текста:
- единство темы (в тексте говорится об управлении как синтаксической связи слов),
- относительная законченность мысли (в тексте даётся определение управления, приводятся примеры управления, объясняется, как главное и зависимое слово ведут себя по отношению друг к другу),
- логическая связность (текст построен так, что содержание последующего предложения вытекает из предыдущего, логически с ним связано),
- стилевое единство (текст написан в публицистическом стиле, в научно-популярном жанре),
- информативность (данный текст несёт в себе информацию разъяснительного характера об одном из типов связи слов в предложении).
4. Основная мысль – там, где царит лексика, невозможны универсальные схемы
8. Определите связи между следующими предложениями текста:
Между 1 и 2: цепная связь (смысловой повтор: иностранцы не могут понять, поэтому они должны просто выучить)
Между 2 и 3: параллельная связь (предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются)
Между 3 и 4: цепная (лексический повтор – лексема «управление»)
9. В тексте говорится только об одном виде синтаксической связи – управлении. А какие виды ещё существуют? Дайте им определение. Приведите примеры из текста.
Согласование синтаксической связи слов, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже, то есть при изменении формы главного слова точно так же изменяется и зависимое (русский язык – русского языка, русскому языку и т.д., никакие объяснения – никаких объяснений, никакими объяснениями, никаким объяснениям, какую форму – какой формы, какой форме, какие формы, главное слово – главного слова, главному слову, главным словом, о главном слове).
Примыкание синтаксической связи слов при котором зависимое слово является неизменяемым. Зависимое слово при примыкании выражено деепричастием, наречием, сравнительной степенью прилагательного или наречия, инфинитивом, категорией состояния (говорить по-русски, нужно говорить, выучить наизусть управлять).
10. Произведите фонетический разбор слова что.
Что /штО/ - 1 слог.
/ш/ - согласный, глухой парный /ж/, твёрдый непарный;
/т/ - согласный, глухой парный /д/, твердый парный /т’/;
/о/ - гласный, ударный.
11. Произведите морфемный разбор слов: синтаксическая, управлением, наизусть.
Синтаксическая: корень: синтакс-, суффикс: -ическ-, окончание: -ая.
Управлением: приставка: у-, корень: правл-, суффиксы: -ен-, -иj- (управл-ен-ческий), окончание: -эм.
Наизусть: приставки: на-, из-, корень: уст’-. Окончания быть не может, так как перед нами наречие – неизменяемая часть речи.