Задание 4. Прочитайте внимательно предлагаемый текст. Какими языковыми особенностями он обладает (с точки зрения функциональных требований научного стиля). Определите важнейшие признаки рецензии. Что сближает этот жанр с рефератом, а что разделяет?
Научная рецензия относится к вторичным научно-критическим текстам. Ее задача как критического текста определяется двумя основными смысловыми компонентами: 1) обсуждение, критический обзор и 2) оценка первичного текста, направленная на достижение его верной интерпретации.
Рецензия – это ответная реплика интерпретатора в диалоге с другим автором. С одной стороны, она обсуждает во порождаемые первичным текстом, а с другой – сама ставит новые и ждет на них отклика
В рецензии два композиционных звена: информационное и оценочное. Информационная часть обычно реализуется в виде речевой формы «описание» или «сообщение». Сообщение является разновидностью речевой формы «повествование». Существует три типа оценочного рассуждения: 1) в составе рассуждения имеется предложение, являющееся оценочным, это своего рода оценочная посылка; далее следует раскрытие, доказательство этой посылки в форме рассуждения; 2) в составе рассуждения дается ряд единичных оценок или фактических констатаций; конце речевой формы имеется оценочное предложение, являющееся своего рода оценочным резюме; 3) рассуждение состоит из целой цепи оценочных и теоретических высказываний, находящихся в каузальной последовательности. Оценочная часть реализуется в речевой форме «оценочное рассуждение». Широкое использование оценочного рассуждения, обобщенным содержанием которого является аргументированная оценка, связано с типичными чертами научного стиля – аргументативностью и логичностью.
Качественной оценке в рецензии подвергаются язык рецензируемого произведения, его композиция, иллюстративные и наглядные материалы, то есть то, что может читателю как получателю информации извлечь её из текста. Рецензент или непосредственно оценивает все эти аспекты, или делает это косвенно, как бы опираясь на фоновые знания читателя, оценивая усилия автора в этом направлении или давая другие характеристики, которые благодаря фоновым знаниям читателя однозначно ассоциируются у него с характеристикой языковой формы.
Основная прагматическая задача автора в процессе рецензирования установить контакт (общение) с читателем. То, какими лексическими средствами пользуется автор рецензии, и то, как она построена, воздействует на читателя, влияя на его решение знакомиться с первичным произведением или нет.
(По Г.Ю. Гришечкиной)
1) никто 2) не на что 3) Ничем, ничего. 4) не на кого 5) нечего 6) не с кого 7) никем 8) не знается, ни с кем
Объяснение:
а) В неопределенных и отр. местоимениях-сущ., местом. -прилаг., мест. -числительных не и ни пишутся:
СЛИТНО(если между не и ни и корнем нет предлога
РАЗДЕЛЬНО( если между не и ни и корнем есть предлог
б) в неопределенных и отр. местоим. не и ни пишутся СЛИТНО поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при себе предлогом
в) С остальными мест. при отрицание употребляется не, которая пишется с местоиим. РАЗДЕЛЬНО.
Где-то(наречие) за(предлог) туманами(сущ.) затерялось(гл.) лето(сущ). В (предлог) воскресенье(сущ.) ко(предлог) мне(местоимение) пришли(гл.) ребята(сущ.). Промелькнул(гл.) отчаянно(наречие) гремя скорый(прил.) поезд(сущ.). Девочка(сущ.) бежала(гл.) во(пред) все лопатки(сущ).
1. Лето - подлежащее, затерялось - сказуемое, за туманами - обстоятельство.
2. Ребята - подлежащее, пришли - сказуемое, в воскресенье - обстоятельство, ко мне - обстоятельство.
3. Поезд - подлежащее, промелькнул - сказуемое, отчаянно - обстоятельство.
4. Девочка - подлежащее, бежала - сказуемое, во все лопатки - обстоятельство.