Задание 4.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными. Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются.
1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев).
Задание 5.
Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.
1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — с Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)
Задание 6.
Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения.
1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 2) Прохожий с что где находится библиотека. 3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 6) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.
Мы часто играем в него на уроках физкультуры в школе. Еще мы с друзьями натягиваем сетку во дворе, собираем две команды и бросаем мячик. Это занятие мне нравится намного больше, чем сидеть на лавочке и болтать ногами со скуки. На пляже или на природе мы тоже любим поиграть в волейбол. Правда, без сетки это не так удобно.
Мне нравится эта игра, потому что у нее достаточно простые правила. Надо приземлить мяч на половине команды-соперника. При этом нельзя пинать мяч ногой, можно только отбивать его руками. Недаром слово «волейбол» означает «летающий мяч». Выигрыш считается по очкам, так что всегда есть шанс изменить счет в свою пользу.
Волейбол развивает ловкость и силу рук, быстроту реакции и точность глазомера, а еще внимательность. У тех, кто много играет в волейбол, хорошо развита координация движений.
Поскольку бить мяч ногами нельзя, то не нужно бегать по площадке сломя голову, как в футболе. Но ноги все равно тренируются, когда подпрыгиваешь вверх, как на пружинах. Движения волейболиста легкие, изящные и красивые. И эта игра не из тех, что забирают очень много сил.
Поэтому я больше люблю играть в волейбол самой/(самому), чем смотреть соревнования по телевизору, например. Хотя бывает интересно и понаблюдать за другими, ведь волейбол входит в программу Олимпийских видов спорта.
Волейбол — очень азартная игра, она крепко объединяет игроков одной команды. Здесь надо бороться за команду, переживать за удачу всех. А победа приносит мне массу удовольствия, которое можно разделить со своей командой!