Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
2
Задание 10
Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
Заботливая канарейка
(1)Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. (2)Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
(3)Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. (4)Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. (5)Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. (6)Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
(7)Канарейка поняла, что щеглёнок просит от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла малышу. (8)У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
(9)К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. (10)Он начал кормить щеглёнка. (11)Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
3
Задание 11
Как канарейка заставила щегла заботиться о щеглёнке?
4
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «бросалась» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Бросалась — ...
(5)Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду.
5
Задание 13
Определите стилистическую принадлежность слова «долбила» из предложения 9, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Долбила — ...
(9)К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют.
6
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
7
Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
8
Задание 11
Чем подтверждается в тексте, что Шаляпин очень дорожил своим портфелем?
9
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «возил» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Возил — ...
(2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял, почти не выпуская его из рук.
10
Задание 13
Определите стилистическую принадлежность слова «объемистый» из предложения 1, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
объемистый — ...
(1)У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм иностранных государств и городов, в которых гастролировал певец.
11
Задание 14
Объясните значение фразеологизма «пруд пруди», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Пруд пруди — ...
12
Задание 14
Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Бить баклуши — ...
Лермонтов рисует исключительную личность, наделённую
мятежной душой, могучим темпераментом.
Но в личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты
силы и слабости.
Огненная страстность, жизненность, свободолюбие,
непреклонная воля Мцыри-неотделимы в нем от его
физической хилости и болезненности- наследства
монастырского режима.
Лермонтов подчеркивает противоречивость героя -
он "пуглив и дик", "слаб и гибок",
но "в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий слух
Его отцов".
Могущество внутреннего духа и слабость тела - вот характерное
противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных
мест и неясной тоской по родине.
Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он
питается воспоминаниями и неясными предчувствиями
вольной жизни.
С самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет
радость и смысл человеческой жизни:
семьи, близких, друзей, родины.
Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нём
Мцыри воспринимал как плен.
У него отняли свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас
в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений,
объясняет причину его побега.
Она проста.
Всё дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”,
юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе,
жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и
битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”.
Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать,
что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”,
“для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя.
И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том,
что человек рожден свободным,
что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”.
Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри,
его жажду счастья, любви, добра, его приверженность
прекрасному миру, полноту его желаний
и недостижимость для него простого счастья,
его принципиальную невозможность.
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе
монастыря, перед которым вновь оказался Мцыри
после трагических скитаний. Мцыри победил свою
физическую слабость в битве с Барсом, но победить "судьбу",
уготовившую для него жизнь в чужом краю, он не мог.
Изначальная обреченность героя, который всеми силами
порывается убежать от судьбы, торжествует.
МЕТАФОРЫ передают напряженность переживаний Мцыри,
эмоциональное восприятие мира.
Это язык высоких страстей.
Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику
выражения чувств
(бой закипел; судьба… смеялась надо мной!
я тайный замысел ласкал) .
Метафорические эпитеты окрашены душевными
настроениями и передают отношение Мцыри
к предметам и явлениям жизни:" милая страна",
"чудный мир тревог и битв","седой незыблемый Кавказ",
"бурное сердце", "упрямая груда камней";
поэтическое восприятие мира (снегах, горящих,
как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы);
глубину чувств, силу и страстность, внутренний порыв
(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни;
пылающая грудь).
Но главные художественные приемы-олицетворение
и сравнение.
Сравнение: вершины гор "курились, как алтари":;
снега горят, "как алмаз";
облака сравниваются с караваном белых птиц.
Первая картина- разделенные потоком берега-
одиночество, отчаяние.
Заключительная - облака, направляющие на восток,
к Кавказу, - непреодолимое стремление на родину.
Объяснение: