Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенно¬сти стиля; выпишите языковые средства, показывающие эти особенности.
В. В. Розанов
ВОЗВРАТ К ПУШКИНУ
Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некото¬рым,— Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения поэт», как он и определял себя («Эхо»),— на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитательность.
Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногослов¬но. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски».
Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения»... Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отме¬чаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или, наконец, когда какая-нибудь не¬сгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры.
К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!
Памятка для выполнения работы
1. Афористичность (иногда парадоксальность) речи.
2. Наличие художественных тропов (метафо¬ра, сравнение, эпитет). Использование полеми¬чески заостренных утверждений, субъективность изложения.
3. Эмоциональность речи.
4. Смешение разнородных пластов лексики.
5. Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, па¬раллелизм, риторический во риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора.
То, о чём я хочу написать, произошло не в моей жизни, однако я думаю, что данная история очень поучительная. Когда у меня что-то не получается или возникают трудности в учёбе, то у меня появляется желание отложить домашнее задание на потом или и вовсе его не делать. В такие моменты я вспоминаю об этом случае, и ко мне возвращаются силы продолжать стараться.
У моей мамы есть знакомый по имени Игорь. Когда он был ещё ребёнком, то русский язык был его самым ненавистным предметом. Он редко делал домашние задания, а учитель вечно ругал его за невнимательность на уроках. Он плохо умел формулировать собственные мысли, потому что занимался своими делами, в то время как остальные разбирали новую тему. Изначально это не было для Игоря проблемой, однако в какой-то момент всё кардинально изменилось. Над ним начали подтрунивать и смеяться, поскольку порой его высказывания звучали уж слишком абсурдно. Тогда он и задумался о том, что, возможно, стоит пересмотреть взгляды на мир и что-то поменять.
Он всерьёз взялся за учёбу, перестал бездельничать на уроках русского и даже попросил маму нанять репетитора, чтобы наверстать упущенное и разобрать материал за годы. Задание предстояло не из лёгких, однако спустя несколько месяцев ему удалось улучшить не только свои оценки, но и навыки, и уже совсем скоро он начал преуспевать. Издёвки от сверстников прекратились, на их место пришло уважение и небольшая зависть. Сам Игорь полюбил некогда ненавистный предмет. Вспоминая он искренне удивлялся тому, как мог отвлекаться на что-либо, когда учитель проводил столь интересные и познавательные уроки.Сейчас, будучи взрослым, он работает филологом. Он полностью посвятил себя пофессии, которую сам называет "наука о слове". И теперь я беру с него пример, ведь хочу быть таким же целеустремлённым и успешным.
Когда в жизни человека происходят те или иные события, он начинает рассуждать, что же стало этому причиной. Мы склонны винить других людей, обстоятельства, что угодно, только не самих себя. А ведь часто в наших неудачах виноваты мы сами. Порой человек портит свою жизнь своими поступками, словами, отсутствием воли. Я твердо уверенна, что многое в нашей жизни происходит, как минимум, не случайно. Каждый день человек делает свой выбор в пользу чего-то, что в дальнейшем изменит его жизнь. Например, кто-то спивается, не успев, остановиться в определенный момент. А кто-то дальше ест жирную пищу, убивая своё здоровье. Мы сами можем себе и навредить , и Это зависит от того, будем ли мы потакать своим слабостям или же сможем вовремя сказать своим желаниям «нет».
Часто, делая, выбор в пользу чего-то определенного, следуя своим желаниям, мы можем разрушить самое важное и потерять что-то весомое. Хочется рассмотреть эту ситуацию наглядно, на литературном примере – «Евгений Онегин». Главный герой отказался от любви Татьяны, заставив, её испытать самые болезненные эмоции. Пытаясь забыть свою любовь, она вышла замуж за другого мужчину. И только тогда Евгений осознал, как сильно её любит, как глупо поступил, отвергнув, её любовь. Конечно, она не смогла полюбить его так же, как Онегина, но она была замужем. А это значит, что теперь из-за необдуманного поступка, двое людей никогда не смогут быть счастливыми.