Задание на уроке: Комплексная работа с текстом
Сол..це наконец взошло; тонко з..ржала в лугах лошадь и как(то) необыкнове..но быстро посв..тлело, пор..зовело все вокруг; еще отчетливей стала в..дна седая р..са на елках и кустах, а туман приш..л в дв..жение, пор..дел и стал неохотно открывать ст..га сена, т..мные на дымчатом фоне бли..кого теперь л..са. Рыба гуляла. В омутах ра..давались ре..кие т..жкие в..плеск, вода в..лновалась, т..хонько пок..чивалась.
Володя готов был хоть сейчас начать л..вить но Яшка ш..л все дальше б..регом р..ки. Они почти по пояс вым..кли в р..се, когда Яшка шепотом сказал: «Здесь!» - и стал спускаться к в..де. Нечаянно он оступился, влажные комья з..мли п..сыпались из-под его но, невидимые, закрякали утки, запл..скали крыльями, в..летели и пот..нулись над р..кой, проп..дая в тумане. Яшка с..ежился и заш..пел, как гусь. Володя обл..зал пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз. Огл..девшись, он поразился мрачности, которая ц..рила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, в..да была ч..рной, ветлы в буйном р..сте почти з..крыли все небо, и, несмотря на то что в..рхушки их уже пор..зовели от со..нца, а сквозь туман было видно син..е небо, здесь, у в..ды, было сыро, угрюмо и хол..дно.
(Ю. Казаков «Тихое утро»).
Задания:
1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.
2. Определите тип текста, докажите своё мнение.
3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.
4. Произведите фонетический разбор слова Яшкой.
5. Найдите в тексте сложные предложения, составьте их схемы (не менее 2-х).
6. Какие слова в тексте употребляются в переносном значении?
7. Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова мрачности.
СПП с придаточными времени, изъяснения и определения: Когда шестёрка быков, подгоняемая одним лишь криком, стала медленно подниматься вверх, я увидел, как четвёрка быков тащила другую телегу, которая была доверху заполнена.
СПП с придаточным изъяснительным: Взглянув на Гуд-гору, штабс-капитан заметил, что скоро погода изменится.