ЗАДАНИЕ ОДИН
К какой группе относится союз, связывающий части сложносочинен¬ного предложения .
1.Считали все меня тогда птенцом, а я в отряде был давно бойцом.
2.У власти орлиной орлят миллионы, и ими гордится стра¬на.
3.Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути.
4.Этот Лобанов — достойный противник. Правда, резковат, зато мысли у него свои, свежие.
5.То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловьи.
6.Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
7.Послали его с донесением, да время очень тревожное.
8.То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
9.Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
10.В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
1.Соединительный союз.
2.Противительный союз.
3.Разделительный союз.
ЗАДАНИЕ ДВА
Разграничьте части сложносочиненного предло¬жения и укажите союз, служащий средством их связи.
11. Телега с семенами стояла не на рубеже а на пашне и пшеничная озимь была изры¬та колесами и ископана лошадью (Л. Толстой). 12. Борис Андреич ежедневно ожидал нового приглашения но Петр Василь-ич казалось совершенно отступился от своих намерений (Тур¬генев). 13. Сегодня мороз небольшой, корки не было и мы утом¬ленные только к восьми часам вернулись с гона (Пришвин). 14. Максим Максимыч сел за воротами на скамейку а я ушел в свою комнату (Лермонтов). 15. Уже и карамелек не было в кар¬мане и это его опечалило и раздосадовало (Сологуб). 16. Он си¬лился с ним разговаривать но мысли мешались в его голове и слова не имели никакой связи (Пушкин). 17. Ветра нет и нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума... (Тургенев). 18. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит (Пушкин). 19. Дни стояли темные ту¬манные и Кузьма с утра до вечера читал сидя у окна (Бунин). 20. В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колеса тачек (Горький).
Рыцари - это средневековые (кто они такие?) воины=== (сущ). Они прекрасные (кто они такие?) охотники=== (сущ), умелые (кто они такие?) врачеватели=== (сущ). Рыцари обычно (что делали?) участвовали=== (гл) в турнирах. Турниры - особые военные (что это такое?) состязания=== (сущ). Ими (что делали?) отмечались=== (гл) разные торжественные события. Дамы (что делали?) наблюдали=== (гл) за битвой из особой ложи.
Победа в этих соревнованиях (что делала?) ценилась=== (гл) очень высоко. Она всегда (что делала?) приносила=== (гл) рыцарю настоящую славу. Награду победителю (что делала?) вручала=== (гл) королева. О героях (что делали?) слагались=== (гл) песни.
Трусость и бесчестное поведение - вечный (что это такое?) позор=== (сущ) для рыцаря.
Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова.
Формообразующие суффиксы в прилагательных выражаются в образовании форм простой сравнительной и простой превосходной степеней:
Весёл(ый) - весел[ее], бел(ый) - бел[ейш](ий), смел(ый) - смел[ее], твёрд(ый) - тверд[ейш](ий), глуп(ый) - глуп[ее], зл(ой) - зл[ейш](ий), чист(ый) - чист[ейш](ий), бледн(ый) - бледн[ее], толст(ый) - толщ[е].
Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов:
весел[и](ть), смел[ость], твёрд[ость], зл[ость], чист[от](а), толщ[ин](а), бел[оват](ый), глуп[оват](ый), бледн[оват](ый)
В основу слова не входит окончание, основа подчёркнута; суффиксы в квадратных скобках, окончания - в круглых.