Задание по выбору. Рассмотрите рисунок. Запишите названия действий и состояний, которые будут умест- ны применительно к изображённому животному. По- думайте, почему говорят, что глагол наиболее жи- вая часть речи.
В) К ним СТАЛИ ПОДХОДИТЬ (СГС) знакомые, гулявшие в саду.
Г) Мы будем говорить (пгс) об этом на собрании.
Д) Брови ее были сдвинуты (сис).
Е) Студент будет готовиться (пгс) к защите диплома.
Ж) Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
З) Узнав об этом, множество людей ХОТЕЛИ БЫ ПОБЫВАТЬ (СГС) на премьере.
Подчеркните предложения с составным именным сказуемым.
А) Чичиков взял (пгс) шляпу и стал откланиваться(сгс).
Б) Я решился посетить (сгс) знакомую страну.
В) Они не смогли увидеться (сгс).
Г) Июльский день так ЖАРОК , БЕЛ и ГУЛОК! (однородные СИС )
Д) Он постарался побыстрее пройти этот путь.
Е) Матушка в слезах наказывала (пгс) мне беречь (дополнение) свое здоровье.
Ж) Человек должен стремиться (сгс) к высшей, блестящей цели.
З) Зимой всё ДЕЛАЕТСЯ СВЕТЛЕЕ , ВЕСЕЛЕЕ (СИС) от первого снега.
Подчеркните грамматическую основу предложений и в скобках определите виды сказуемых: ПГС- простое глагольное, СГС - составное глагольное, СИС - составное именное
1) МАТЬ (подлежащее) сильно ОГОРЧЁНА (СИС) звонком сына.
2) Перед снегопадом ДЕРЕВО (подлежащее) НАЧИНАЛО РОНЯТЬ (СГС) листья.
3) Замолчав, ПЕТРОВ (подлежащее) ЗАШТОПАЛ (ПГС) дырку в гимнастёрке.
4) У паромной переправы МЫ (подлежащее) РЕШИЛИ перекусить.
5) Многие КАБИНЕТЫ (подлежащее) в школе БЫЛИ ЗАПРЕТЫ (СИС).
6) У поворота ОН (подлежащее) ОСТАНОВИЛСЯ и немного ЗАДУМАЛСЯ (однородные, ПГС) .
7) После вчерашнего шторма ВОДА (подлежащее) БЫЛА МУТНОЙ (СИС).
8) ЧИЧИКОВ (подлежащее) ДОЛЖЕН БЫЛ на минуту ЗАЖМУРИТЬ (должен был зажмурить - СГС) глаза.
9) По реке и кустам ЗАШУМЕЛ (ПГС) редкий тёплый ДОЖДЬ (подлежащее).
10) ИСТОРИЯ (подлежащее) – самый интересный ПРЕДМЕТ (СИС) в школе.
11) ЖИЛ (ПГС) СТАРИК (подлежащее) со старухой (дополнение) у самого синего моря.
12) СЕМЁН МАТВЕЕВИЧ (подлежащее) ЗАСТАВИЛ (ПГС) Сергея выпить стакан воды.
6. Прочтите текст и выполните задания В1-В5.
(1) Желудок крокодила адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. (2) Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
(3) Суши крокодил не избегает. (4) Излюбленное его занятие греться на песчаном берегу водоёма. (5) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. (6) Здесь он хозяин.
В каких предложениях между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире?
1. Сестры Марч не выносили мисс Крокер, но родители требовали, что бы они обращались как можно лучше с этой несчастной, одинокой и неимущей женщиной. 2.Дело в том, что уважаемый мистер Пиквик умудрился упасть головой в таз с водой и опрокинул сосуд с жидким мылом. 3.Чем ближе был заход солнца, тем чаще начинали они заглядывать в каждую расселину и трещину. 4.Тотчас в его руке сверкнул кинжал Бирны. 5.Лунный телец чрезвычайно застенчив и выходит из укрытия только в полнолуние.
Подчеркните главные члены предложений, в скобках укажите, чем выражено подлежащее:
А) Далеко в лесу
ЧТО - ТО (местоимение, подлежащее) БУХНУЛО и ОТДАЛОСЬ (однородные сказуемые) эхом.
Б) ШЕСТЬЮ ВОСЕМЬ (числительное, подлежащее) – СОРОК ВОСЕМЬ (сказуемое) .
В) УЖО (НАРЕЧИЕ, подлежащее) - устаревшее НАРЕЧИЕ (сказуемое) .
Г) ЧУЖОЙ (прилагательное подлежащее) ОСТАНЕТСЯ ЧУЖИМ (сказуемое) .
Д) ОТДЫХАЮЩИЕ (ПРИЧАСТИЕ, подлежащее) СОБРАЛИСЬ (сказуемое) в фойе.
Е) ШЕСТЕРО (числительное) ГРЕБЦОВ (шестеро гребцов - подлежащее, выраженное словосочетанием) СЕЛИ (сказуемое) в лодку.
Ж) ВСЕ (местоимение, подлежащее) ПОБЕЖАЛИ (сказуемое) встречать (обстоятельство) гостей.
З) ПРОСТОТА (сущ., подлежащее) ЕСТЬ необходимое УСЛОВИЕ (есть условие - сказуемое) прекрасного.
Подчеркните предложения с синтаксически неделимым словосочетанием.
А) Будет грязь во дворе глубокая.
Б) В горных лесах живёт веселое эхо.
В) Больной стал быстро поправляться.
Г) ДВОЕ ДРУЗЕЙ встретились после долгой разлуки.
Д) Песню дружбы запевает молодежь.
Е) МЫ С БАБУШКОЙ тихонько уходили к себе на чердак.
Ж) На темном небе начинали мигать звёзды.
З) Ночь была лунная и холодная.
Подчеркните предложения с составным глагольным сказуемым
(обозначения:
пгс - простое глагольное сказуемое, сгс - составное глагольное сказуемое, сис - составное именное сказуемое)
А) Я буду читать (пгс) эту книгу.
Б) Давайте обсудим (пгс) этот вопрос завтра.
В) К ним СТАЛИ ПОДХОДИТЬ (СГС) знакомые, гулявшие в саду.
Г) Мы будем говорить (пгс) об этом на собрании.
Д) Брови ее были сдвинуты (сис).
Е) Студент будет готовиться (пгс) к защите диплома.
Ж) Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
З) Узнав об этом, множество людей ХОТЕЛИ БЫ ПОБЫВАТЬ (СГС) на премьере.
Подчеркните предложения с составным именным сказуемым.
А) Чичиков взял (пгс) шляпу и стал откланиваться(сгс).
Б) Я решился посетить (сгс) знакомую страну.
В) Они не смогли увидеться (сгс).
Г) Июльский день так ЖАРОК , БЕЛ и ГУЛОК! (однородные СИС )
Д) Он постарался побыстрее пройти этот путь.
Е) Матушка в слезах наказывала (пгс) мне беречь (дополнение) свое здоровье.
Ж) Человек должен стремиться (сгс) к высшей, блестящей цели.
З) Зимой всё ДЕЛАЕТСЯ СВЕТЛЕЕ , ВЕСЕЛЕЕ (СИС) от первого снега.
Подчеркните грамматическую основу предложений и в скобках определите виды сказуемых: ПГС- простое глагольное, СГС - составное глагольное, СИС - составное именное
1) МАТЬ (подлежащее) сильно ОГОРЧЁНА (СИС) звонком сына.
2) Перед снегопадом ДЕРЕВО (подлежащее) НАЧИНАЛО РОНЯТЬ (СГС) листья.
3) Замолчав, ПЕТРОВ (подлежащее) ЗАШТОПАЛ (ПГС) дырку в гимнастёрке.
4) У паромной переправы МЫ (подлежащее) РЕШИЛИ перекусить.
5) Многие КАБИНЕТЫ (подлежащее) в школе БЫЛИ ЗАПРЕТЫ (СИС).
6) У поворота ОН (подлежащее) ОСТАНОВИЛСЯ и немного ЗАДУМАЛСЯ (однородные, ПГС) .
7) После вчерашнего шторма ВОДА (подлежащее) БЫЛА МУТНОЙ (СИС).
8) ЧИЧИКОВ (подлежащее) ДОЛЖЕН БЫЛ на минуту ЗАЖМУРИТЬ (должен был зажмурить - СГС) глаза.
9) По реке и кустам ЗАШУМЕЛ (ПГС) редкий тёплый ДОЖДЬ (подлежащее).
10) ИСТОРИЯ (подлежащее) – самый интересный ПРЕДМЕТ (СИС) в школе.
11) ЖИЛ (ПГС) СТАРИК (подлежащее) со старухой (дополнение) у самого синего моря.
12) СЕМЁН МАТВЕЕВИЧ (подлежащее) ЗАСТАВИЛ (ПГС) Сергея выпить стакан воды.
6. Прочтите текст и выполните задания В1-В5.
(1) Желудок крокодила адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. (2) Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
(3) Суши крокодил не избегает. (4) Излюбленное его занятие греться на песчаном берегу водоёма. (5) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. (6) Здесь он хозяин.
В каких предложениях между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире?
1) Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта.
4) Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма.
Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено существительным в именительном падеже.
В 1. КОМБИНАТ
Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено неопределенной формой глагола.
В 4. ГРЕТЬСЯ
Какие средства языковой выразительности встречаются в предложении 1?
Метафора. (желудок) адский комбинат
Укажите номер предложения, содержащего деепричастный оборот. Каким членом предложения он является?
5) При явной опасности он мчится× в воду,
|ИЗГИБАЯ ТЕЛО|,
|ВЫБРАСЫВАЯ ДАЛЕКО ВПЕРЁД ЗАДНИЕ НОГИ|.
Деепричастия в предложении - ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
В данном предложении однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами|_. _. |, |_. _. |
2.Дело в том, что уважаемый мистер Пиквик умудрился упасть головой в таз с водой и опрокинул сосуд с жидким мылом.
3.Чем ближе был заход солнца, тем чаще начинали они заглядывать в каждую расселину и трещину.
4.Тотчас в его руке сверкнул кинжал Бирны.
5.Лунный телец чрезвычайно застенчив и выходит из укрытия только в полнолуние.
Надеюсь, что я правильно понял задание.