Задание. Прочитайте текст и выполните к нему задания.
(1)Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и об¬ратно. (2)Теплоход современный, огромный, комфорта¬бельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде за¬топленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появ¬лялось в поле зрения другое. (5)И так все двадцать два дня путешествия. (6)Беда, лебедиными крыльями бьёт беда' (7)А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжало¬стно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за без¬надзорности и запустения стал безобразен. (8)Это же во¬пиющая безответственность и бесхозяйственность!(9)Не-ужели нельзя при погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только доб¬ротными крышами, предотвратив дальнейшее разруше¬ние! (10)Ведь почти все они довольно красивы, поставле¬ны на самых видных местах. (11)Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы от¬дыха. (12)И огорчало это решительно всех. (13)Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
(14)Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты го, любящих родную историю и родное искусство, а пото¬му, что слишком спешим, слишком ждём немедленной от¬дачи, не верим в медленные целители души. (15)А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей при-роде.
Нам необходимо ощущать себя в истории, пони¬мать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.
(17)Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память. (18)Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе. (По Д. Лихачёву)
Вариант 2
В1. Из предложений 8, 9 выпишите все частицы.
В2. Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение, которое включает односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
В3. Среди предложений 14-18 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входит придаточное сравнения. Напишите номер этого предложения.
В4. Среди предложений 9-12 найдите такое, которое связано с предыдущим с личного местоимения.
В5. Размышляя о равнодушии к архитектурным памятникам Д. С. Лихачев передает свою боль и возмущение с предложения 6, 8, 9). Рисуя печальную картину разрушения, автор использует такие тропы, как (предложение 11) и (безжалостно снесенного, вид …безобразен, добрую память). Чтобы подчеркнуть причину происходящего, убедить соотечественников в недопустимости такого отношения к памятникам старины, ученый использует такое синтаксическое средство, как (предложения 9, 14, 16)
Список терминов:
1) риторическое обращение 4) эпитеты 7) ряды однородных членов
2) развернутая метафора 5) риторическое восклицание 8) цитирование
3) лексический повтор 6) сравнительный оборот 9) гипербола
1. Человека вдохновляет музыка и искусство.
2. Зима будет холодной или тёплой.
3. Косте прыгал да скакал.
4. Он благороден, и добр, и честен.
5. Везде песня слышна : в деревне, в городе.
6. Все: композиторы, посетители театров- абсолютно все были без ума от этой песни.
7. Не ленись, а трудись.
8. Миша хотел не идти в школу, но все-таки пошёл.
9. Ветер дул слабо, да порывисто.
10. Миша и прибрал в комнате, и сделал домашнее задание, и покормил попугая.
11. Все скверные чувства : ненависть, злость - возвращаются бумерангом к человеку, как бы он этого не хотел.
12. Создатели телефона добавили функцию как удалять, так и редактировать сообщения.
13. Баланс природы человек то разрушает, то перестраивает.
14. Люди услышали не то ветер, не то шорох.
15. В лесу, на речке - везде наступила зима.
"Есть законы защищающий права малочисленных народов. Есть и федеральный закон от 30 апреля 1999 года "О гарантиях права коренных малочисленных народов России", есть закон и внутри республики. На основании этих законов необходимо принять комплексную целевую программу для абазин, проживающих в Карачаево-Черкесии.