Задание: прочитайте текст, заполните таблицу Тема текста
Ключевое словосочетание текста
Единицы речевого общения
Виды речевой деятельности
Принципы речевой коммуникации
Основные правила построения устной речи
Слушание – это …
Речевая деятельность представляет собой речь как процесс. Речевая деятельность является самым распространенным и самым сложным видом деятельности. Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент, но на две трети человеческая деятельность состоит из речевой.
Речевая деятельность имеет сознательный характер.
Основные единицы речевого общения: 1) речевая ситуация, которая диктует правила речевого этикета и составляющими которой являются говорящий, слушающий, время и место; 2) речевое событие, т.е. основная единица речевого общения, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (например, школьный урок, заседание кафедры, лекция, диалог в магазине); 3) речевое взаимодействие, т.е. говорение, восприятие речи адресатом (декодирование содержания чужой речи), оценка полученной информации и реагирование невербальными (паралингвистическими) средствами.
Основные принципы речевой коммуникации: принцип последовательности (вопрос-ответ); принцип предпочтительной структуры (согласие немедленное, отказ обоснованный, умение держать паузу); принцип кооперации (уважение интересов других); принцип вежливости.
Виды речевой деятельности:
а) чтение;
б) говорение;
в) слушание (аудирование);
г) письмо.
Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приемы отработки.
Чтение. Под формулировкой умение читать мы привыкли подразумевать чтение беглое, осмысленное, выразительное.
Говорение. Пересказ текста есть не что иное, как воспроизведение готового текста, но и его самостоятельное создание.
Основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно, выразительно.
Слушание (аудирование).
Восприятие звучащей речи предполагает очень напряженную работу мысли, огромную концентрацию внимания и воли, хорошую речевую подготовку.
Письмо. Характеризуя этот вид речевой деятельности, мы имеем в виду две ее стороны:
1. речь связную, логически цельную;
2. пунктуационно, орфагрофически и грамматически грамотную.
Начав эксплуатацию месторождений нефти и газа, человек не задумывался о последствиях интенсивной добычи этих природных ресурсов.
Большую опасность таит в себе использование нефти и газа в качестве топлива.
При сгорании этих продуктов в атмосфере выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д.
Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, в свою очередь, будут влиять на изменение климата.
Молекулы диоксида углерода позволяют солнечному коротковолновому излучению проникать сквозь атмосферу Земли и задерживают инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью.
Загрязнение атмосферы таит в себе и другую опасность - оно снижает количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли.
Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолётам, машинам.
Чтобы пересечь Атлантический океан, современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет инверсионные следы, увеличивающие облачность.
Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитываются более 500 млн.
Появляются различные проекты создания двигателей, работающих на других видах топлива.
Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и электростанции.
Средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого ангидрида, который, соединяясь с водой, тотчас же даст сернистую кислоту, которая выпадает в виде кислотных дождей, обладающих большой химической активностью.
Загрязнение атмосферы различными вредными газами и твёрдыми частицами приводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизни людей.
Особую опасность представляют смертоносные туманы, опускающиеся на крупные города.
1. Головастое чудовище - филин
2. Это текст, так как есть основная мысль, тема, есть стиль речи, тип речи, предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, присутствуют название и абзацы.
3. Художественный стиль.
4. Тема текста - рассказ про филина.
5.
• Неожиданная встреча
• Хищная птичка
• Описание филина
• Наблюдение за чудом природы
6. Слывет - быть у людей на каком счету.
Пример: Она у нас первой поварихой слыла.
Лютый - злой, беспощадный, дикий.
Пример: Лютый волк бродит в лесу.
Шарнир - соединение двух частей механизма, благодаря которому они вращаются.
Пример: Голова вращается, как на шарнире.
7. 8. Летом однажды мне пришлось пробовать новое ружье. Я вышел в лес на глухую поляну, где никто не мог помешать. Повесив на толстой осине мишень и отсчитав шаги, я хорошенько прицелился и выстрелил пулей. Пуля насквозь пробила осину, а после выстрела, из дупла вылетела огромная птица с большой круглой головою. Ослепленная дневным светом, птица неуклюже уселась на старой осине.
В необыкновенной птице я узнал филина, голос которого мы слушали по ночам в лесу. Из рассказов охотников я знал, что в птичьем мире филин слывет самым злым и страшным хищником, которого все птицы боятся и ненавидят. Чтобы применить хищных птиц, охотники сажают на дерево чучело филина, и тогда со всех сторон слетаются ястребы и вороны, чинить расправу над своим лютым врагом.
В самом облике ночной страшной птицы, есть нечто зловещее. Филин сидел, как копна, на осине, и его круглая, с ушами, кошачья голова медленно вращалась, а ослепленные светом большие глаза бес закрывались. По-видимому, филин скрывался днем в дупле старой осины, и пробившая осину пуля его испугала.
Я не торопился убивать редкостную птицу и спрятавшись за стволом дерева стал наблюдать. Филин сидел почти неподвижно, только ушастая голова его медленно вращалась, как на шарнире. Головастое чудовище сидевшее на голой осине, было видно со всех сторон издалека.
9. В птичьем мире - прил.
Начальная форма - птичий
Постоянные признаки: притяжательное.
Непостоянные признаки: мужской род; единственное число; падеж предложный.