Задание: записать предложения, объяснить постановку или отсутствие тире.
1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)
2. В этом предложении тире используется для выделения значимой мысли или суждения, которое является пояснением к главной части предложения. Оно помогает привлечь внимание к смысловой антитезе между словами "невежественны" и "знаниям". Тире обосновывает философскую мысль, выраженную в этом предложении.
3. В данном предложении отсутствие тире обусловлено отсутствием связи между словами "неясность" и "неясности мысли". Тире не требуется, так как оно используется в случаях, когда указывается обуславливающая связь между различными частями предложений.
4. В этом предложении используется тире для выделения параллельных и контрастных противопоставлений. В данном случае, тире отделяет приложение от определяемых слов "благодарность" и "долг". Тире, в данном случае, подчеркивает контраст между требованием благодарности и собственной ответственностью быть благодарным, устанавливая противопоставление этих понятий в предложении.
Все приведенные примеры являются эффективными применениями тире, которые улучшают структуру предложений, облегчают понимание и подчеркивают важные смысловые связи.