Задания 1. (4 б.) Прочитайте текст, выполните задания. Текст Климат меняет нас при температуры и солнечных лучей. Темперамент человека во многом зависит от того, жарко ему ли холодно, и от того, сколько солнца он получает. Дело в том, что в течение суток человеческий организм вырабатывает разные гормоны, и, чтобы, собственно, жить долго и счастливо, человеку необходим чистый воздух, солнце в дневное время и хороший ночной сон. Именно поэтому люди в горах живут так долго. В северных странах актуальна проблема зимней депрессии. Зимой мы чувствуем себя несчастными, нам тяжело справляться с нарастающими проблемами и кажется, будто весна и радость никогда больше не придут. Всё это зависит от солнца. Когда его нет, гормон счастья не вырабатывается, и поэтому на зиму всегда лучше уезжать в солнечную страну, где зимняя депрессия вас не достанет. Теппо и солнце делают людей более активными и им лучше мыслить. ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Озаглавьте текст. (1 б) 2. Выпишите из текста предложение, отражающее его основную мысль. (1 6) 3. В какой части текста (вступление, основная часть, заключение) находится это предложение? (1б) 4. Почему? ответ аргументируйте. (1 б)
1)Первый много говорит,все зло критикует и с видом бывалого человека гордо едет впереди отряда, едет до тех пор¹, пока(союз) не надоест ему безделье² и пока(союз) погода благоприятствует³.
[ ], ( пока ) и (пока ).
Однородное подчинение; 3 части: 1 - главная, 2,3 - придаточные времени.
2)Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце¹, чем(союз) он это предвидел², и глубже¹, чем (союз) он желал для своего спокойствия³.
[ ,( чем ), ], ( чем ).
Параллельное подчинение; 3 части: 1 - главное, 2,3 - придаточные сравнения(относятся к разным членам предложения в главном).
3)Когда (союз) этот итальянец пробовал свои скрипки¹, мостовую около его дома закидывали соломой², чтобы (союз) он хорошо слышал³, как (союзное слово) поет каждый кусочек дерева⁴.
(Когда ), [ ], (чтобы ), (как ).
Комбинированное подчинение: параллельное (1-2-3) и последовательное (2-3-4); 4 части: 1 - придаточное времени, 2 - главное,
3 - придаточное цели, 4 - придаточное изъяснительное.
[ ,( чтобы ), (по которым ), ] 3 части. Придаточное цели и определительное.
2. Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, ЧТО доброе дело делают и ЧТО нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.
[ ], ( что ) и ( что ). 3 части. Придаточные изъяснительные.
3. Оставив людей внизу, я поднялся на одну из соседних вершин, ЧТОБЫ оттуда посмотреть, далеко ЛИ ещё до перевала.
[ ], ( чтобы), ( ли ). 3 части. Придаточное цели и изъяснительное.
4. Шацкий видел, КАК последняя шлюпка вернулась к пароходу и матросы, долго мешая друг другу, подтягивали ее на талях.
[ ], (как ) ( ). 3 части. Придаточные изъяснительные.
5. Кругом было тихо, ТАК ЧТО казалось, БУДТО в ушах звенит.
[ ], (так что ), ( будто ). 3 части. Придаточное следствия и изъяснительное.
6. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, КОГДА безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
[ ], ( когда) и ( ). 3 части. Придаточные определительные.