Задания:
1. Прочитайте предложения в данном упражнении, выпишите сначала
сложносочиненные, а затем сложноподчиненные предложения.
2. Укажите в них грамматические основы.
3. Составьте к ним схемы.
Упражнение.
1. Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев
отчаянной трепки в зимнем океане.
2. Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами
шумело море, иногда перехлестывая через парапет.
3. Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить,
глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать.
4. Отчего нам было скучно, мы не знали.
5. Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду
маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и
снова погасшую.
6. Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и
было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет.
7. Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время
извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке.
8. Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии.
9. Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в
осиновых и березовых рощах.
10. Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло,
и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое
постукивание колес внизу.
11. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу
и опустили на пол.
12. Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не
светлело.
13. Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет
черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в
воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.
14. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.
15. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы
времени написать еще и вторую повесть.
16. Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.
не распечатанное письмо не встреченный мною поезд, ничего не понимающий щенок, песня не лопата, полы не покрашены, немигающий взгляд, недосказанным фраза, немного не доделанный, непродуманное решение, видно невооружённым глазом, цветы не собраны, по независящим обстоятельствам, неподражаемый
актёр, не заклеенный конверт, незамужняя , недобрать нужную сумму, недозрелый персик, не знающий усталости путник, никогда не различающиеся , не наклеенная сестрой марка, не тактом юноша, вести себя непринуждённо, вопрос не решён вовремя, не слушая никого, афиши не расклеены, не заглядывая в
будущее, обед не готов, несмотря на нее, читать негромко, но выразительно, костёр не погашен, непогашенный свет, недорогая, но красивая вещь, неинтересный субъект, идти не спеша, не громкий, а тихий звук, не имеющий слабых мест фильм.
его способностей, что важно. недостаток движения может плохо сказаться на здоровье школьников: у них портится осанка, ухудшается зрение, они становятся слабыми. на физкультуре же мы получаем возможность оздоровиться: мы бегаем, играем в мяч, прыгаем в длину. если на улице тепло, уроки
физкультуры проводятся во дворе, на свежем воздухе. я хочу вырасти сильным, красивым и здоровым и знаю, что физкультура мне обязательно в этом.