Задания к уроку: 1. Запишите текст, объясняя постановку знаков препинания и выбор написания союзов. После записи каждого предложения составьте его схему. Илюша всегда был уверен, что собаки умные, как люди. Собака – друг человека! Это любимое высказывание Илюши, потому что его друг – пёс Верный. С ним мальчик старается не расставаться ни в течение дня, ни даже ночью. Несмотря на то что Верный, как человек, иногда тихонько похрапывает во сне, Илья каждый вечер расстилает его коврик рядом со своей кроватью. Когда собака ночью, она поднимает большую морду и подолгу смотрит, как спит её маленький хозяин. Наверное, ей хочется, чтобы он и сказал что-нибудь, но она ни за что не потревожит его сон. Зато утром Верный настойчиво будит Илью. Собака то тихонько тянет зубами одеяло, то лижет хозяину щеки, пока он не Так начинается каждый новый день! 2. Выпишите из текста составные союзы и проведите их морфологический разбор. 3. Перечислите группы союзов по употреблению и назовите состав каждой группы. Выпишите из текста повторяющиеся союзы и проведите их морфологический разбор. 4. Найдите в тексте предложения, в которых использован противительный союз. Какую синтаксическую роль выполняет этот союз в каждом из предложений. 5. Прочитайте предложения со сравнительным оборотом. Объясните, с какой целью они используются в тексте. 6. Найдите в тексте предложение, в котором придаточная часть присоединяется с союзного слова, и подчеркните это слово как член предложения. 7. Проведите синтаксический разбор предпоследнего предложения текста.
Пропущенные буквы и знаки препинания
Сам теперь не пойму, как я отважился на эту необдумаННую поездку. Один!
Море было грозным, вдали по нему ходили недобрые барашки. Я отвязал лодку, и волны могуче кинули её к берегу, ударИв бортом о пристань. С большим трудом я направил лодку в море.
Разозленные море и ветер, словно Сговорившись погубить меня, не давали достигнуть цели. Ветер старался повернуть лодку к берегу и, поставИв бортом к волне, опрокинуть её. Ладони покрылись мозолями, но я не чувствовал боли. Как я жалел, что не взял с собой кого-нибудь из товарищей! Одному приходилось оборачиваться и смотреть, куда идёт лодка.
Целью плавания были запретные Пять Братьев – пять скал, четко вырисовывАвшиеся невдалеке от берега.
призывный сигнал трубы порозил экипаж шхуны. Разговоры прокрашены все смотрят на скалу, откуда доносятся резкий звук. Неожиданно выплывает дельфин, на спине которого, как на лошади сидит верхом странное существо. у него тело человека но кожа отливает нежно голубым серебром. Кисти и длинные пальцы с перепонками напоминают лапы лягушки. Огромные, словно старинные часы-луковицы, глаза ярко блестят. Странное существо держит в руке длинную витую раковину. Оно смееться кричит что-то на испанском языке пришпоривает бока дельфина ногами. Тот, как скаковая лошадь, прибавляет скорость. Ловит жемчуга не вольно вскрикивают. Удивительный наездник с быстротой ящерица соскальзывает под воду. Этот весьма не обычный выезд длился минуту но зрители ещё долго не могут опомниться от изумления.