Задания к уроку по теме «Имя прилагательное» (6 класс) Задание 1. Прочитайте текст. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные. Что у вас получилось? Для чего нужны прилагательные?
() солнце безжалостно палило с () неба. Бабочка-крапивница () пятнышком мелькнула у () окна и порхнула к потолку () веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом () углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз () крылья. Было непонятно, почему бабочки в () день ведут себя так, словно наступила ночь. Но вскоре () солнце скрылось в облаках. () жара спала, () деревья в саду зашумели от () ветра. Быстро надвигалась () гроза. Бабочки спрятались в () укрытие за два часа до нее.
Задание 2. Прочитайте. Предложите свои названия телевизионных передач и художественных фильмов, включающие прилагательные (не менее четырех названий).
«Утренняя почта», «Футбольное обозрение», «Спокойной ночи, малыши», «Дорожный патруль»
«Калина красная», «Капитанская дочка», «Петербургские тайны», «Небесный тихоход»
Задание 3. Какой признак обозначен качественным прилагательным?
Маленький (мячик) — Просторный (зал) —
Ленивый (кот) — Безобразный (поступок) —
Тяжелый (груз) — Добрый (человек) —
Старый (клен) — Хорошенькая (девочка) —
Зеленый (дуб) — Глупый (мышонок) —
Задание 4. Относительные прилагательные называют не только признак, но и его отношение к чему-нибудь. К ЧЕМУ? Запишите ответы.
Задание 5. Выпишите только те прилагательные, которые обозначают признак предмета по принадлежности.
Охотничий домик, волчья нора, говяжий бок, тяжкий груз, крепкий чай, щучья пасть, ключевой вопрос, вещевой мешок, замшевый чемодан, плюшевый медвежонок, свинцовый взгляд, парчовый наряд.
ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАКОГО РАЗРЯДА ОБРАЗУЮТ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ?
образуется при суффиксов образуется при суффиксов ___
и слов и слов
Задание 6. Образуйте от этих прилагательных простую форму сравнительной степени. Какой суффикс пришел вам на ? Выделите его.
Задание 7. Как образовать простую форму превосходной степени от этих прилагательных? Что вам ? Запишите эти прилагательные. От какого слова нельзя образовать простую форму превосходной степени?
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАКОГО РАЗРЯДА ОБРАЗУЮТ КРАТКУЮ И ПОЛНУЮ ФОРМЫ?
В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов — одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где — краткое. Запишите на месте пропусков.
1. ая () 6. ы ()
2. а () 7. ___ое ()
3. □ () 8. ___ее ()
4. ий () 9. о ()
5. ые () 10. ей ()
Задание 9. Угадайте, от каких слов образованы эти русские фамилии. При чего они образованы?
НЕ ЗАБУДЬТЕ УКАЗАТЬ, ПРИ КАКИХ СУФФИКСОВ ОБРАЗОВАНЫ ФАМИЛИИ.
Образование прилагательных с суффиксов -ов (-ев)
Задание 11. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ И ВЫВЕДИТЕ ПРАВИЛО:
Марш…вая музыка, пищ…вая промышленность, отц…вский наказ, саженц…вые посадки, образц…вая школа, песц…вый мех, кольц…вое шоссе, душ…вые кабины, малыш…вая группа, реч…вые навыки, сторож…вые огни, замш…вая перчатка, вещ…вая лотерея, перц…вая настойка, грош…вая вещь, чесуч…вый пиджак, дрожж…вой напиток.
(Горячее) солнце безжалостно палило с (ясное) неба. Бабочка-крапивница (ранняя) пятнышком мелькнула у (белое) окна и порхнула к потолку (покрытой) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом (верхний) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз (яркие) крылья. Было непонятно, почему бабочки в (полдень) день ведут себя так, словно наступила ночь. Но вскоре (горячее) солнце скрылось в облаках. (Жаркая) жара спала, (зеленые) деревья в саду зашумели от (прохладного) ветра. Быстро надвигалась (томная) гроза. Бабочки спрятались в (ближайшее) укрытие за два часа до нее.
Ответ: Вставленные прилагательные в тексте: горячее, ясное, ранняя, белое, покрытой, верхний, яркие, полдень, горячее, жаркая, зеленые, прохладного, томная, ближайшее.
Прилагательные нужны для расширения и точного описания существительных. Они добавляют признаки предметам или явлениям, что позволяет нам создавать более живые и яркие картинки в текстах или речи.
Задание 2. Прочитайте. Предложите свои названия телевизионных передач и художественных фильмов, включающие прилагательные (не менее четырех названий).
"Утренний мир", "Волшебное путешествие", "Смелые и бесстрашные", "Секретная жизнь города"
Задание 3. Какой признак обозначен качественным прилагательным?
Маленький (мячик) — Размер
Просторный (зал) — Размер
Ленивый (кот) — Характер
Безобразный (поступок) — Состояние
Тяжелый (груз) — Вес
Добрый (человек) — Характер
Старый (клен) — Возраст
Хорошенькая (девочка) — Внешность
Зеленый (дуб) — Цвет
Глупый (мышонок) — Интеллект
Задание 4. Относительные прилагательные называют не только признак, но и его отношение к чему-нибудь. К ЧЕМУ? Запишите ответы.
Относительные прилагательные называют отношение признака к другим лицам или предметам. Примеры:
Вредный для здоровья (продукт)
Интересный для меня (фильм)
Сложный для понимания (предмет)
Задание 5. Выпишите только те прилагательные, которые обозначают признак предмета по принадлежности.
Охотничий домик, волчья нора, говяжий бок, тяжкий груз, крепкий чай, щучья пасть, ключевой вопрос, вещевой мешок, замшевый чемодан, плюшевый медвежонок, свинцовый взгляд, парчовый наряд.
Ответ: охотничий, волчья, говяжий, ключевой, вещевой, замшевый.
Задание 6. Образуйте от этих прилагательных простую форму сравнительной степени. Какой суффикс пришел вам на ? Выделите его.
холодный - холоднее (суффикс "ее")
высокий - выше (суффикс "е")
тяжелый - тяжелее (суффикс "ее")
длинный - длиннее (суффикс "ее")
красивый - красивее (суффикс "ее")
Задание 7. Как образовать простую форму превосходной степени от этих прилагательных? Что вам ? Запишите эти прилагательные. От какого слова нельзя образовать простую форму превосходной степени?
холодный - самый холодный
высокий - самый высокий
тяжелый - самый тяжелый
длинный - самый длинный
красивый - самый красивый
От слова "плохой" нельзя образовать простую форму превосходной степени.
Задание 9. Угадайте, от каких слов образованы эти русские фамилии. При чем они образованы?
(Добавьте, что фамилии образованы от личных имён)
Крылов - от слова "крыло"
Долженко - от слова "должность"
Павлова - от имени "Павел"
Зверев - от слова "зверь"
Шестаков - от слова "шест"
Образование прилагательных с суффиксов -ов (-ев)
Задание 11. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ И ВЫВЕДИТЕ ПРАВИЛО:
Маршовая музыка, пищевая промышленность, отцевский наказ, саженцевые посадки, образцовая школа, песцовый мех, кольцевое шоссе, душевые кабины, малышевая группа, речевые навыки, сторожевые огни, замшевая перчатка, вещевая лотерея, перцовая настойка, грошовая вещь, чесучевый пиджак, дрожжевой напиток.
Правило: При образовании прилагательных от существительных на -ц, -ч, -щ, -ш, -ж, правильно добавлять суффикс -ев, -ов.
Надеюсь, ответ был максимально подробным и доступным для понимания школьника. Если возникнут еще какие-то вопросы, буду рад помочь!