В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
NoName4643
NoName4643
21.01.2021 12:02 •  Русский язык

Задания по теме «Причастие. Причастный оборот.» Упражнение 1 Выпишите словосочетания в две колонки: а) с причастиями; б) с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море;
шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее
белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий
крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2 Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и
прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба;
свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой
дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией;
барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба;
лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море;
рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими
деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о
надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке;
расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями;
в синеющем морском разросшегося колючего куста.

Упражнение 3 Распределите в два столбика причастия настоящего и времени.

В лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем
охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в
посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного
дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся
березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся
малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего
кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана
речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к
небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом;
плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся
предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей
дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4 Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись.
2) Деревья,измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего
торжественный мавзолей. (В. Пикуль)
4) Суровое северное долго спавшее под снегом под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев)
5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленныенесметным количеством ящиков. (А. Казанцев)
6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов)
7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов)
8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев)
9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.
10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом
дождя.(И. Тургенев)

Упражнение 5 Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.—
Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику
спектакля (руководящий, руководимый).
2) Юннаты, . . . большую работу по расширению
пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юн-
натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию
(изобретший, изобретённый),
б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром,
быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Показать ответ
Ответ:
антон776
антон776
02.02.2023 03:18
Силой художественного воображения писатель создал образ талантливого героя-самородка. Левша — это воплощение природного русского таланта, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. Образ Левши воплотил в себе лучшие черты русского народа: сметливость, скромность, самобытность. Сколько таких никому неизвестных народных умельцев было на Руси! Весь рассказ проникнут чувством глубокого патриотизма. Несомненно, важным моментом является тот факт, что «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверен, и никакому иностранцу уступать не любил» . Вот что он говорил казаку Платову, веля передать тульским мастерам: «Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали инфузорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят что-нибудь сделают» . Перед большим и малым делом на Руси всегда спрашивали Божьего благословения. И мастера в рассказе Лескова молятся перед иконой Святителя Николая, покровителя торгового и военного дела. Строгий секрет, под которым они делали свое дело, говорит о том, что русские люди выставлять напоказ себя не любили. Главным для них было дело сделать, честь свою рабочую не посрамить. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, но ничего не брало этих хитрых мастеров. Один раз только Левша высунулся по плечи и крикнул: «Горите себе, а нам некогда» . Горько то, что многие такие самородки России жили в ужасной обстановке попранного человеческого достоинства. И, к сожалению, над многими из них имела власть «анархически-хмельная стихия» , усугублявшая и без того их нерадостное положение. Любой самодур мог ненароком по халатности, по равнодушию да просто по дури погубить талант. Покорность Левши, увозимого неведомо куда из родного края без «тугамента» печально говорит об этом. «Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? Ему нельзя будет назад следовать! » Но ответом им был только Платовский кулак. И эта покорность, сочетающаяся при этом с чувством собственного достоинства, уверенностью в своих умелых руках, с неподдельной скромностью ярко отражена Лесковым в характере Левши. Патриотизм Левши даже в его наивной простоте вызывает искреннее сочувствие и уважение. Он постоянно подчеркивается автором: «Мы все к своей родине привержены» , «У меня дома родители есть» , «Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки» . Даже чай англичане ему налили из уважения «по-русски, вприкуску с сахаром» . И что только не предлагали они Левше, ценя его талант и внутреннее достоинство, но «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их прельстился...» . Его тоска по родине тем сильна, что никакие удобства, явства, новшества не могли удержать Левшу на чужбине: «Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить...» . И что могло быть досадней, плачевней и нелепей поведения Левши на корабле при возвращении из Англии? «Анархически-хмельная стихия» сыграла трагическую роль в его судьбе. Сказ о Левше, подковавшем стальную блоху, вскоре после написания стал в России преданием, а сам герой — символом удивительного искусства народных умельцев, подлинным типом русского народного характера, его удивительной душевной простоты, внутреннего человеческого достоинства, талантливости, терпеливости и честности. Сам писатель соглашался с обобщающей мыслью рецензента «Нового времени» , что «там, где стоит «левша» , надо читать «русский народ».
0,0(0 оценок)
Ответ:
Margo231
Margo231
19.02.2020 10:07
Если главные члены предложения-подлежащие ,сказуемое. Полежащее подчеркивается одной линией. Сказуемое двумя линиями. Второстепенные члены предложения-определение, дополнение, обстоятельство. Определение-отвечает на вопросы какой, какая,какие,какое. Зависит от сущ.выражены прил, прич.подчеркивается волнистой линией. Дополнение- отвечает на вопросы кого?чего? Подчеркивается пунктиром (линия пробел линия пробел). Обстоятельство-отвечает на вопросы где?, куда, откуда?_почему,зачем, как.Подчеркивается пунктир точка (линия точка линия точка)
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота