Задания. Прочитайте тексты и выполните задания. 1. Когда-то на высоком берегу
Красивый пышный город весь в цвету стоял.
Строительство шло полным ходом там –
Носили камни вверх, чтоб строить храм.
Правитель города издал указ:
«Чтоб на строительстве хотя бы час
Трудился каждый житель городка!»
А мимо люди шли издалека…
Спросил один прохожий человек:
- Что делаешь?
- Горбачусь! – был ответ.
ответивший был хмур, угрюм и зол.
ответив так, все бросил и ушел.
Спросил второго:
- Милый человек, что делаешь?
- Дом строю, - был ответ.
Тон равнодушный, равнодушный взгляд:
- Я отработал час. Прощай, мой брат!
Спросил он третьего:
- Ты скажешь мне иль нет, что делаете вы?
- О, - был ответ, - я строю Храм!
Вот стены возвожу…
Уютно будет в нем, я вам скажу!
Как хорошо в нем будет! Как светло!
Прохладно летом, а зимой тепло!
Как замечательно молиться будет там –
Приют душе, и людям, и Богам!
Лицо его светилось изнутри.
- Я все хочу спросить тебя, прости, - сказал прохожий, -
Только разве час не отработал ты?
Уж день погас, а ты все трудишься, не покладая рук…
- Ну что ты говоришь такое, друг!
Сюда я с удовольствием иду.
Здесь забываю все: сон и еду, …
Мне нравится профессия моя!
Ее люблю и ей доволен я.
Как думаешь, читатель, кто из них
Красивый чудный Божий храм воздвиг?
Тот, кто горбатился? Кто равнодушен был?
Иль тот, кто душу в этот Храм вложил?
Смысл притчи ясен:
Коли любишь ты свою работу –
Будут и плоды!
Елена Тогоноева
1. Придумайте заголовок. Отразите в нем тему текста.
2. Определите идею притчи.
3. Составьте сложный цитатный план.
1.Печальное осеннее настроение. Кажется, что поэт грустит об уходящей молодости
2.Печально, не жалеют, не может он согреть, роняет,( я)роняю грустные слова.
3.Переносное значение: березовым, веселым языком; печально пролетая; души сиреневую цветь; горит костер рябины красной; не обгорят рябиновые кисти; дерево роняет; я роняю грустные слова.
4.Олицетворения: журавли... не жалеют больше ни о ком, отговорила роща, грезит конопляник.
Эпитеты («роща золотая», «березовый, веселый язык», «широкий месяц», «души сиреневая цветь», «милый язык»).
Метафоры :«горит костер рябины красной», «время, ветром разметая, сгребет их все»
ВОТ СТИХ
Заброшенный домЗаброшенный дом. Кустарник колючий, но редкий. Грущу о былом: «Ах, где вы — любезные предки?» Из каменных трещин торчат проросшие мхи, как полипы. Ду липы над домом шумят. И лист за листом, тоскуя о неге вчерашней, кружится под тусклым окном разрушенной башни. Как стерся изогнутый серп средь нежно белеющих лилий — облупленный герб дворянских фамилий. Былое, как дым… И жалко. Охрипшая галка глумится над горем моим. Посмотришь в окно — часы из фарфора с китайцем. В углу полотно с углем нарисованным зайцем. Старинная мебель в пыли, да люстры в чехлах, да гардины… И вдаль отойдешь… А вдали — равнины, равнины. Среди многоверстных равнин скирды золотистого хлеба. И небо… Один. Внимаешь с тоской обвеянный жизнию давней, как шепчется ветер с листвой, как хлопает сорванной ставней.