Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русский язык» Чтение. Прочитайте текст
Местные жители полупустынных и пустынных зон Казахстана замечают значительные изменения в климате.
Они говорят, что весна приходит на 2–3 недели раньше, чем 5-10 лет назад. Сократились площади выпаса скота, исчезли многие кормовые растения. Лето стало невыносимо жаркое, а зима очень холодной.
Вода во многих колодцах высыхает.
Пятнадцать лет назад на этом месте был двор, усаженный кормовой растительностью.
Сегодня на месте дома можно встретить только песчаный бугор.
Двадцать лет назад из-за забора был виден камыш высотой 3 метра, а сейчас - песчаные бугры высотой от 2 до 3 метров.
Пески продолжают наступать на дворы жителей. Под песками уже зарыто 5 дворовых поселений.
Озеро постепенно пересыхает, в результате чего вдоль береговой линии образуются мощные солевые накопления.
Эта площадь может быть безвозвратно утеряна уже в считанные годы, покрывшись песками.
Письмо. Задания
1. Определите основную мысль текста. ( )
2. Определите стиль текста.
( )
3. Выпишите предложение с деепричастным оборотом, обозначьте графически деепричастный оборот
( )
4. Выпишите предложение с причастным оборотом. Обозначьте графически причастный оборот.
( )
5. Выполните синтаксический разбор предложения.
Сияя3 величавой красотой севера, тихо дремлет ночь, затканная тонким морозным туманом4. (Сераф.)
( )
6. Укажите в таблице номера предложений, в которых встретились деепричастный и причастный обороты. ( )
1. Ветер вдоль берега, обломав сухие ветви.
2. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
3. Природа, затаившая дыхание, замерла.
4. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
5. Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
6. Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
7. Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
8. Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
9. Замерев, ты услышишь разные звуки.
10. Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
№ предл. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
дееприч. оборот
прич. оборот
Всего
Включая компьютер, я попадаю в странный мир, далёкий от реальной жизни. Я часами сижу у монитора, порчу зрение и подвергаю себя вредному излучению. Выходя в Интернет, я трачу массу времени на бессмысленные сетевые игры, чаты и форумы и всё реже общаюсь с настоящими друзьями. Из-за компьютерной зависимости я не читаю книги, не гуляю с друзьями, не занимаюсь спортом. Проще говоря, компьютер - мой враг, уводящий меня от реальности, ворующий мое время и к тому же медленно убивающий своим излучением.
1)Научный (об этом говорят точные данные, не эмоциональное описание дерева, отсутствие образных средств).
Тема: в тексте говорится о рябине.
Основная мысль: автор хотел рассказать о рябине с биологической точки зрения.
2) Художественные (речь образная и красочная, используются художественные тропы)
Тема: описание рябины.
Основная мысль: автор хотел подчеркнуть красоту и особенность рябины.
Орфограммы в первом тексте: корой – коркой, дерево – деревья, белесый – белый, живет – жизнь.
Подробнее - на -
Объяснение: