• Заг…рать на берегу реч...нки, камыш...вые зар...сли,галч..нок смеш...н, восхищ...нный ш...пот, остано¬виться на ноч…вку в д...лине, бл….стательный дириж...р, в руках у девч...нки, обж...гся кра¬пивой, деш...вая печ...нка, мощ...ная дорожка, вкус(?)ная туш...нка, прик...саться плеч...м, отп...реть ключ…м, лишн воображения, холщ...вая юбч...нка, грош...вые цены, ВОСХИЩ...ННЫЙ взгляд, вооруж…нный отряд, пш...нная каша, сладкая сгущ...нка, печ...ный хлеб, солнце печ...т, вода теч...т, хлес(?)нуть бич...м.
Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный простить;
числительным: три товарища, пятеро из нас;
местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося предложив вернуться.
3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения) :
1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :
1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание) , новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый) ; читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации) . Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.