Замени книжное слово мудрых из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Запиши это слово в нужной форме с маленькой буквы и без точки.
(1)Трудно представить себе африканского ребёнка с авторучкой в руках. (2)Это на расстоянии кажется, что письменность присуща всем народам, но на практике оказывается совсем даже наоборот. (3)Африканские дети могут держать нож, маленькое мачете, могут тыкать палкой в мягкое, но только не писать. (4)Их руки не при для шариковой ручки. (5)Трудно себе даже представить, сколько ручек было поломано или при для разных нужд, прежде чем дети освоили письмо! (6)А им в этом Лев Николаевич Толстой.
(7)Африканские ребятишки любят Толстого не столько за его гениальные произведения, сколько за имя и фамилию. (8)Они небезосновательно считают, что человек, которого зовут Толстый Лев, не только великий охотник, но и мудрейший из мудрых.
(9)Когда я совсем отчаялся вставить ручку в цепкие, но упрямые чёрные руки своих учеников, мне неожиданно вспомнился портрет художника Ге, и это была замечательная догадка.
(10)Через посольство я заказал репродукцию портрета Толстого, на котором писатель и друг яснополянских детей сидит за столом и пишет очередной свой шедевр. (11)Он так замечательно держит перо, так точно и интеллигентно, что африканских детей, узнавших от меня, что на картине их любимый Лев, словно подменили. (12)Они мгновенно схватились за ручки и старательно стали выводить английский алфавит, многие срывались с места, подбегали к картине и сравнивали то, как держит перо Толстой и как это удаётся им.
(13)Правда, были малыши, у которых не слушались пальцы, они хныкали и даже сердились, тогда из пальмовой дощечки я сделал бороды на верёвочке и подвязал их неумехам сразу, ручка попала ровно между большим и указательным пальцем и легла на безымянный. (15)А на следующий день сделанные самостоятельно бороды были у всех моих учеников.
(С.В. Плахотников)
Найдите слова с корнями -лаг-, -лож- и объясните их правописание. Скажите,
содержится ли в тексте вывод. Попробуйте устно сформулировать его.
Информационная карточка № 2
Я – великий мечтатель и фантазёр! Однажды сам убедился в этом. Конечно, это (не)первый случай, когда моя фантазия уводила меня так далеко, но он крепко запомнился мне. Случилось это летом в ауле дедушки. Дедушка,как обычно, рано утром ушёл в рыбацкий посёлок на работу. А я после завтрака решил навестить его рабочее место.
Мы с соседом Турланом и псом Актосом пошли прямым путём через лес. Но через час ходьбы поняли, что заблудились окончательно. В какую бы сторону мы ни шли, лес не заканчивался. Вдруг Актос почему-то стал жалобно скулить, а вскоре начал всхлипывать и Турлан. А я, стараясь подбодрить их, продолжал шагать и через силу насвистывать мелодии детских песенок.
Вдруг далеко впереди зашуршали деревья. Актос заскулил ещё сильнее, Турлан перешёл на громкий рёв, а у меня в голове, словно молния, сверкнула мысль: это инопланетяне! В такой глуши леса приземляться могут только они! Точно они!
И понеслась в голове череда ярких и красочных картин нашего предполагаемого будущего… Я представлял, как пришельцы в ярких скафандрах похищают нас и забирают в свою звёздную систему. Они оставляют нас жить и учиться на их планете три года, а на Земле проходит только три дня. После нашей пропажи забьют тревогу в ауле, начнёт причитать бабушка, а вместе с ней и мама Турлана. Все помчатся на тщетные поиски нас, похищенных пришельцами. Вертолёты будут прочёсывать лес, солдаты будут проверять каждый куст. Так будут искать (не)один день и (не)два. А на третий день мы, ставшие за это время великими учёными, вернёмся с нашими инопланетными друзьями. Это будет сенсация! А какие научные открытия и немыслимые изобретения мы начнём предлагать миру после этого!
Вдруг Актос заскулил ещё сильнее и побежал вперёд, беспрестанно
гавкая. Мы тоже побежали за ним, стараясь не отстать. Сколько минут бежали, не помню. Но бежали так, что и не заметили, как лес почти закончился, и появился перед нами мой дедушка, который шёл домой на обед.
Моя история показывает, что... .
III
Информационная карточка № 1
Композиционные части эссе-повествования
Завязка
-начало события в художественном произведении.
Развитие действия
– система, цепь событий.
Развитие действия может вестись в разном ритме и иметь разное
количество кульминаций.
Кульминация – это высшая точка в развитии действия.
Развязка
– это конец события, заключительный момент в развитии
действия.
IV
Учебное задание : Напишите краткое эссе-повествование. Придумайте историю по
теме урока. Постарайтесь включить все композиционные части эссе-повествования. Используйте ключевые слова урока.
Объем эссе: 50 слов.
Объяснение:
Завязка тери Я великий мечтатель и фантазер!
развитие действия тирео мы с соседом турланов epsom алабаем пошли прямым путём через лес.
Кульминация я представляла как пришельцы в ярких скафандрах посещают нас И забирают в свою звёздную систему.
Развязка тери моя история показывает, что...
Проехав несколько вёрст по большой дороге, Хаджи-Мурат__ сдержал== своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился== .
Вправо от дороги виднелись== сакли__ и минарет__ аула, налево были== поля__ , и в конце их виднелась== река__ .
Несмотря на то, что путь__ в горы лежал== направо, Хаджи-Мурат__ повернул== в противоположную сторону, влево, рассчитывая на то, что погоня__ бросится== за ним именно влево.
Он__ же, и без дороги переправясь через реку Алазань, выедет== на большую дорогу, проедет== по ней до леса и тогда уже, вновь переехав через реку, лесом проберётся== в горы.
Решив это, он__ повернул== влево.
Но доехать__ до реки оказалось== невозможным== .
Рисовое поле__ , как это__ всегда делается== весной, было== только что залито== водой и превратилось== в трясину.
Хаджи-Мурат__ и его товарищи__ брали== направо, налево, надеясь найти более сухое место, но то поле__ , на которое они___ попали== , было== всё равномерно залито== и теперь пропитано== водою.
Лошади__ с звуком хлопанья пробки вытаскивали== утопающие в вязкой грязи ноги и, пройдя несколько шагов, тяжело дыша останавливались== .