ЗАНЯТИЕ №1 ТЕМА: Язык и общество. Роль языка в жизни общества.
Функционирование русского языка в Республике Казахстан.
Фонетика – раздел науки о языке. Алфавит. Слог.
Фонетика
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
(фонетика от греч. фоне – означает звук). В русском алфавите 33 буквы: 10 гласные и 21 согласные. Две буквы – ъ (разделительный твёрдый знак) и ь (мягкий знак) – не обозначают звуков. Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в
процессе говорения произносятся одним толчком воздуха.
Н/п: ме-ди-ци-на, кол-ледж, сту-дент.
Ударение - это выделение голосом одного из слогов при произносении
слова.
Задание 1. Переписать слова, поставить ударение и разделить слова на
слоги. Образец: спе-ци-аль-ность
Сыворотка, медицинский, болезнь, излечимость, анатомия,
здоровье, генетика, кариес, фельдшер, акушер, озноб, перевязка,
температура, лекарство, лечение .
Состав слова - слово состоит из основы и окончания. В основу входят:
приставка, корень, суффикс. Н/п: пословица, медицина.
Задание 2. Разберите слова по составу
(корень, приставка, суффикс, окончание)
Медицинский, болезнь, больной, студентка, храбрость, писатель.
Задание 3. Прочитайте и объясните смысл следующих пословиц о языке.
В каком значении употребляется в них слово «язык»?
Поставьте пропущенные буквы
1. Язык – кл...ч к д...ше чел...века. 2. Язык и г...рек и сл...док, он твёрд и мягок. 3. Злые языки – острый м...ч. 4. Зн...ние языка откр...вает путь к сердцу. 5. Яд змеи – на з...бах, яд чел...века – на языке. 6. Сл...дкий язык и змею из н...ры вытащит. 7. Кл...тва с языка сл...тает, но её рука скр...пляет. 8. Речь, что сх...дит с языка, х...роша, когда кр...тка. 9. Язык – мер...ло ума. 10. Дело до т...нкостей знай: язык з...мли понимай. 11. Скорый на язык, ч...сто раск...ивается. 12. Языком не хр...брись, сам про...ви м...жество. 13. Язык г...л...ву к...рмит. 14. Без языка и к...л...кол нём. 15. Из...чить другой язык – пр...жить вт...рую ж...знь.
Задание 3. Работа с текстом
КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК
Известный казахский писатель, переводчик, эссеист, публицист, лауреат Президентской премии Мира и духовного согласия, Герольд Бельгер в сборнике статей «Родство», отмечая богатство казахского языка, писал, что он ассоциируется у него с мощным, бурным селевым потоком.
«Всё есть в этом потоке: и прозрачная горная вода, и золотистый песок, и глина, и гладкие гальки, и булыжники, и коряги, и ил, и пенистые хлопья. Поток этот бурлит, ярится, клокочет, грозит захлестнуть, затопить берега», - пишет Г. К. Бельгер.
Задания к тексту
1. Прочитайте текст по цепочке, соблюдая правило литературного
произношения.
2. Выпишите несколько слов, поставьте ударение
3. Подготовьте по тексту сообщение
4. ответьте на вопросы:
1) Кем является Герольд Карлович Бельгер?
2) С чем сравнивает писатель-переводчик казахский язык?
известные художники-пейзажисты в своих работах нередко обращались к теме пробуждения природы от зимнего сна. но картина «утро весны» владимира николаевича кудревича позволила мне увидеть новые грани этой знакомой темы.
берёзовая роща сверкает бликами утренней росы. молодая листва, дышащая ощущением весенней свежести и чистоты, пронизана мягким солнечным светом. а вокруг — благоухающий ковёр из зелёной травы и цветов, среди которых угадываются нежно-голубые подснежники и ярко-жёлтые соцветия мать-и-мачехи.
небо выполнено в серых оттенках, а деревья на заднем плане окутаны лёгкой дымкой. из-за этого растительность на переднем плане выглядит ещё более объёмной и насыщенной, переливается и играет яркими красками.
интересна этой картины. в ней живописец владимир кудревич использовал художественные приемы импрессионизма. это направление в живописи, которое зародилось во франции в конце xix — начале xx века и вскоре распространилось по всему миру. основные черты импрессионизма — отказ от контура и мелкие контрастные мазки. импрессионисты не смешивали краски на палитре, как это было принято в традиционной живописи. они получали необходимый цвет, накладывая краски на холст мазками в определённых комбинациях. из-за этого картины получались как бы немного мерцающими, с эффектом лёгкой вибрации. впоследствии использование данной техники стало причиной для полного отказа от чёрного цвета.
кропотливой работе в студии эти художники предпочитали пленэр, а продуманным сюжетам — мимолётные впечатления. именно в таком ключе и создана работа владимира кудревича «утро весны». она словно открывает перед нами не только красивый весенний пейзаж, но и состояние души мастера — светлое, приподнятое, оптимистичное. лишь склонившаяся берёзка на переднем плане вносит в эту гамму чувств лёгкий оттенок тревоги и грусти.
это единственное полотно художника в духе импрессионизма, сохранившееся до наших дней. но были и другие, которые, вероятно, погибли в годы военного лихолетья. по одной из версий, кудревич сам уничтожил остальные картины, разочаровавшись в импрессионизме. как бы там ни было, жаль, что работы такого талантливого мастера безвозвратно утрачены.
в произведении «утро весны» чувствуется особое настроение, которое трудно передать словами. что-то лёгкое и неуловимое, согревающее усталое сердце и надежду. красота берёзовой рощи открывается перед нами по-новому, словно призывая немного остановиться и отдохнуть от суеты.
умение видеть прекрасное в привычных вещах — редкое качество, которым обладает не каждый. мне кажется, что владимир николаевич кудревич был именно таким человеком: мудрым, тонко чувствующим и преданно любящим родной край.